Предприниматели на рынке идей

Наука и технологии
Москва, 08.05.2006
«Эксперт» №17 (511)
Кластерная экономика региона и принцип "тройной спирали", подразумевающий предпринимательское взаимодействие университетов, бизнеса и государства, -- базовые условия подготовки менеджеров инновационных проектов*

Подготовка кадров для инновационной экономики -- дело не такое уж хитрое. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным оказывается способ "здесь и сейчас": подготовка инновационщиков именно там и тогда, где и когда они более всего нужны. Единственная сложность заключается в том, что разворачивать эту подготовку следует в среде, где есть все составляющие инновационной деятельности, в том числе в инновационные процессы должно быть включено и само учебное заведение. В Обнинске решили реализовать новую схему выращивания инновационного потенциала -- с использованием шведского опыта.

Университет-предприниматель

И европейские университеты с почти тысячелетней историей, и гораздо более молодые университеты США до XX века не были субъектами экономики. Вузы работали так: фундаментальная наука производила знания, часть которых через использование науками прикладными превращалась в инновационные разработки и в конечном счете использовалась в промышленных целях. Позже эту модель назовут линейной моделью инноваций.

В прошлом столетии роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия. Это оказалось крайне привлекательно с экономической точки зрения.

Так, фактически на базе Стенфордского университета была создана Силиконовая долина -- крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет-бизнесе. Фредерик Терман, "отец" Долины, в момент ее создания -- декан Стенфордской инженерной школы, говорил: "Мы строим новый тип общества: общество техников-ученых. Это общество состоит, с одной стороны, из отраслей промышленности, использующих высокие технологии, а с другой стороны -- из сильного университета, обладающего чутьем на творческую деятельность в окружающей промышленности". Рядом с Массачусетским технологическим институтом вырос другой успешный инновационный регион -- Золотое полукольцо: вдоль автострады №128 в предместьях Бостона расположено более полусотни колледжей, научно-исследовательские лаборатории и множество предприятий электронной и ракетно-космической промышленности. Сегодня, осознав возросшую роль университетов для региональных экономик, по этому пути следуют и более слабые в отношении инноваций страны и университеты, даже если говорить об их экономическом лидерстве пока не приходится: Университет Чалмерс в Швеции, Технический университет Монтеррея в Мексике и др.

Что отличает университет -- предпринимательский центр, от обычного университета? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Узкая специализация недопустима: ошибочные ставки на те или иные отрасли могут стать финансово непреодолимым барьером для хозяйственной деятельности.

Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться прежде всего экономической целесообразностью. Смена подхода влечет за собой и новый тип управленческих действий: теперь необходимо создавать организационные механизмы, ответственные за техно

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (511) 8 мая 2006
    Энергетическая стратегия
    Содержание:
    Национальное достояние Европы

    В обмен на доступ к сибирскому газу BASF готов отдать под контроль "Газпрома" половину рынка Германии. Кайф от газовой паузы, которую получает Западная Европа, заставит породниться с "Газпромом" и прочие ее страны

    Обзор почты
    Реклама