Нескучная арифметика

8 мая 2006, 00:00

Шокирующим стало обнародование итогов финансовой деятельности АвтоВАЗа за 2005 год: по сравнению с 2004-м прибыль предприятия сократилась вчетверо. Этот факт заставил заговорить об эффективности старого и нового менеджмента компании

Утвержденная отчетность ОАО "АвтоВАЗ" за 2005 год по РСБУ показала: чистая прибыль по итогам года составила 1,4 млрд рублей, в то время как в 2004 году этот показатель был на уровне 5,6 млрд. Более того, даже по итогам трех кварталов прошлого года в Тольятти заявляли о 3,6 млрд рублей чистой прибыли.

Такой оборот всколыхнул рынок, где заговорили разом как о несостоятельности новых управленцев и стремлении принизить достижения старой команды, так и, наоборот, о разваленном за много лет под руководством старых менеджеров предприятии.

Очевидно, версия о том, что новый менеджмент всего за квартал провалил как сбыт, так и производство, не проходит. Во-первых, выходцы из "Рособоронэкспорта" пришли на АвтоВАЗ лишь на исходе года -- 22 декабря. Во-вторых, первый квартал 2006-го показал возросшую эффективность компании: по сравнению с тем же периодом прошлого года объем производства увеличился на 1,6%, сбыт продукции -- на 7,8%. На 83% (до 643 млн рублей) вырос показатель чистой прибыли.

А вот что касается обрушившейся прибыли за прошлый год, то, как выяснилось, в его первой половине в доход были включены 2,3 млрд рублей, списанных в соответствии с решением правительства о реструктуризации долгов компании. Это значит, что на самом деле ее прибыль за три первых квартала составила не 3,6 млрд, а лишь 1,3 млрд рублей.

Анализируя эту ситуацию, большинство экспертов подтверждает, что сейчас на АвтоВАЗе началось реальное оздоровление: из снабженческих и сбытовых цепочек исключаются посредники, резко сокращается воровство и, напротив, возрастает качество. Наконец, начинаются тестовые испытания новой легковушки класса С, чего не могли сделать много лет.