Первые 80 тыс. тонн нефти 29 мая торжественно закачаны в порту Джейхан на танкер British Hawtharne. Но фактически трубопровод мощностью 50 млн тонн не работает.
БТД был задуман в значительной степени как политический проект доставки среднеазиатской нефти в Европу, минуя территорию России. Его строительство велось в расчете на стремительный рост нефтедобычи в Азербайджане, чего, однако, не случилось.
Теперь участники консорциума, контролирующего БТД, и их политические протеже в США и ЕС всеми способами пытаются привлечь в трубу компании из других стран Каспийского региона, ведь без их нефти проект может оказаться нерентабельным. Самый привлекательный партнер -- Казахстан, крупнейший нефтедобытчик региона. В перспективе БТД может получить до 20 млн тонн казахстанской нефти.
В то же время за транзит углеводородов из Казахстана борется Россия, которая близка к договоренности по наращиванию объемов прокачки нефти через совместно эксплуатируемый трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума с 23 до 35 млн тонн, а затем и до 60 млн тонн в год.
Сейчас высшее руководство Казахстана периодически делает реверансы в сторону России, которую называет главным партнером в энергетической сфере. Но можно не сомневаться, что Казахстан попытается выбить из транзитеров-конкурентов максимум преференций, а России придется немало попотеть, чтобы победить БТД и привлечь в российские трубопроводы максимум каспийской нефти.