Кредитная наркомания

Экономика и финансы
Москва, 19.06.2006
«Эксперт» №23 (517)
Все больше россиян начинает жить в кредит, и банки всеми силами поддерживают эту тенденцию. Ведь за риски и издержки взрывного роста потребительского кредитования расплачиваются добросовестные заемщики

«Не давайте ему кредит, он игрок», — кричала в трубку кредитному инспектору мать одного заемщика, когда тот попытался оформить очередной кредит в банке. По словам этого инспектора, с подобными ситуациями ему приходится сталкиваться довольно часто, и все они свидетельствуют о том, что в России возник новый слой населения, жизнь которого полностью зависит от заемных денег. Действительно, любителей пожить в долг становится все больше: по данным Банка России, на 1 апреля 2006 года общий объем кредитов, предоставленных российскими банками физическим лицам, превысил триллион рублей, в то время как в начале 2005 года он был вдвое меньше, а на 1 января 2000 года вообще составлял скромную цифру — примерно 16 миллиардов.

Согласно исследованиям социологов, чаще всего (в 43% случаев) кредит берется на покупку бытовой техники, телефонов, видео- и аудиотехники. Еще 13–14% приходится на нецелевые кредиты. Остальное примерно поровну делят автокредитование и ипотека.

Адекватно реагируя на растущий спрос, банки активно развивают потребительское кредитование, всячески поощряя моду на жизнь в долг: стараются разнообразить кредитные линейки, вводя новые продукты, или предлагают клиентам различные программы лояльности. Например, сотрудники предприятия, обслуживающегося в данном банке, получают значительные привилегии при получении кредитов. «Как правило, для сотрудников своих крупных корпоративных клиентов банки разрабатывают классические программы потребительского кредитования, когда кредит предоставляется без обеспечения или под поручительство юридического лица, — рассказывает начальник управления кредитования физических лиц департамента розничного бизнеса ТрансКредитБанка Григорий Иващенко. — При этом кредит может быть перечислен заемщику на банковскую карту и предоставляться в виде кредитной линии». К таким заемщикам предъявляются льготные требования — меньше перечень документов, необходимых для получения кредита, мягче требования к стажу и образованию, и при этом процент по кредиту может быть снижен по сравнению с обычной ставкой.

Желая потрафить потенциальному заемщику, банки предлагают все новые схемы потребительского кредитования. Впрочем, в основе этого видимого разнообразия всего лишь два принципиальных механизма. Первый из них — кредитование покупок в конкретном магазине. Второй — так называемый свободный кредит, не привязанный к конкретной торговой точке. Либо он выдается в отделении банка наличными, либо заемщику оформляют кредитную карту. Преимуществами кредитной карты является возобновляемый кредитный лимит, к тому же, как правило, существует двухмесячный свободный период, когда не платятся проценты по кредиту. «Кроме того, товарный кредит, оформляемый в магазине, стоит дороже кредитной карты, — отмечает начальник управления продаж банка ‘Финсервис’ Евгений Стародубцев. — Однако недостаток кредитки заключается в том, что объем кредитов, предоставляемых по карте человеку со средним доходом, довольно ограничен. И если нужна значительная сумма, придется об

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (517) 19 июня 2006
    Оружие
    Содержание:
    Мы на мушке

    Стремление США обеспечить себе абсолютное технологическое превосходство в военной сфере привело к полномасштабной гонке вооружений. В этой ситуации Россия должна не только догнать лидера, но и подготовить адекватный ответ

    Обзор почты
    Реклама