«Буржуи» все не скупят

Русский бизнес
Москва, 10.10.2006
«Эксперт» №37 (531)
Глава Бинбанка Михаил Шишханов ответил на вопросы посетителей сайта «Эксперт Online». Господин Шишханов полагает, что в девяностые банки были инструментом для захвата собственности, что иностранцы не вытеснят российские банки с их территории и что усиление надзора за банковской деятельностью надо было начинать лет десять назад

Михаил Шишханов — один из самых молодых (он родился в 1972 году) владельцев банков в России, ему принадлежит 64,58% акций Бинбанка. Широкой аудитории известен как спонсор передачи «Что? Где? Когда?», а узкому кругу — как племянник известного бизнесмена, президента «Русснефти» Михаила Гуцериева.

Мы пригласили господина Шишханова дать онлайн-интервью на нашем сайте, оно прошло на минувшей неделе. Поток вопросов, хлынувший на сайт сразу после анонсов, заслуживает особого внимания. Примечателен поток просителей. Предыдущий гость «Эксперта Online» Евгений Чичваркин — тоже богатый человек. Однако никаких просьб о материальной помощи к нему от посетителей нашего сайта не поступало. Банкир же, по убеждению российского обывателя, продолжает оставаться тем человеком, с которого должно и нужно просить денег. Впрочем, все же вопросов о банковском деле было большинство.

Первое впечатление, которое складывается от полуторачасового общения с Михаилом Шишхановым, — вежливость, мощная энергия, удивительное уважительное и внимательное отношение к собеседнику и одновременно вспыльчивость. Второе впечатление: Михаил — банкир, осторожный и пунктуальный, моментально просчитывающий в уме доли и проценты по кредитам, глубоко вникающий в проблемы развития банковского бизнеса в стране.

1. Я не являюсь работником банковской сферы, поэтому данная проблема меня интересует как простого обывателя. Некоторое время назад наблюдался настоящий бум потребительского кредитования, когда банки в погоне за долей рынка очень агрессивно раздавали кредиты. Многие набрали кредитов с эффективной ставкой до семидесяти-восьмидесяти процентов и выше, при этом официально (открыто) заявляемая ставка была существенно ниже за счет невключения многочисленных комиссий. Результат закономерен: доверие к банковской системе, и без того низкое, становится просто никаким. Создается впечатление, что отечественный банковский бизнес заинтересован в получении сиюминутных барышей, в погоне за которыми его не останавливает даже перспектива обмана потребителей. Очень многие мои знакомые испытывают сильные эмоции при одном только упоминании названий банков, которые у всех на слуху. Где та грань, которая лежит между нормальным бизнесом и «наперсточным» бизнесом некоторых российских банков?

— Потребительский кредит до недавнего времени был новым продуктом, соответственно, те банкиры, которые вышли с этим продуктом на рынок, захотели максимально покрыть свои риски, и эффективная ставка доходила до сорока-пятидесяти процентов, но о семидесяти-восьмидесяти процентах я не слышал. Но после того как рынок более или менее стабилизировался, были созданы нормальные базы данных по заемщикам — Бюро кредитных историй, снизился и риск банка по выдаче кредитов, и эффективная ставка. Отсюда вывод: всему свое время. И «наперсточным» бизнесом это назвать нельзя.

2. Я молодой специалист, только что окончила шведский вуз по специальности «финансовый аналитик» и вернулась на родину в поисках работы в финансовой сфере. Однако, как ни п

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (531) 9 октября 2006
    Грузия
    Содержание:
    Средство из арсенала real politic

    Жесткий и в каком-то смысле циничный ответ России на провокацию со стороны Грузии оправдан. В сегодняшних внешнеполитических условиях мы должны были найти средство остановить провокационную политику Саакашвили

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама