«Секрет фирмы» — актив весьма спорный. Значительная часть проектов этого ИД не занимает ведущих позиций, и большинство — убыточны. Лидером в своей области является лишь интернет-издание «Газета.ру». Остальные активы группы не впечатляют: средняя аудитория одного номера у ежемесячника «Все ясно» составляет около 86 тыс. человек по России, у еженедельника «Имеешь право» — 54,3 тыс. по Москве и у «Секрета фирмы» — 114,9 тыс. по России (данные TNS Gallup Media). Поэтому озвученная в прессе цена ИД — 30–50 млн долларов — кажется завышенной. Если Алишер Усманов заплатил за «Коммерсантъ» — лидера отрасли — сумму, равную его двум с половиной годовым оборотам, то странно предполагать, что опытный инвестор выложит сумму в четыре-пять оборотов за более скромный актив (оборот «Секрета фирмы» оценивается в 10–15 млн долларов).
Можно предположить лишь, что владельцы ИД «Секрет фирмы», раньше работавшие в «Коммерсанте», и сами коммерсантовцы сумели каким-то загадочным образом убедить Усманова, что слияние двух ИД принесет обоим ощутимую пользу. Действительно, «Коммерсантъ» собирался запускать новые журнальные проекты, и им может быть легче развивать уже готовые издания. Другое дело, что и с самими изданиями «Коммерсанта» — например, еженедельником «Власть» — необходимо что-то делать.
Впрочем, сокращения, прежде всего, начнутся с ИД «Секрет фирмы». Часть изданий будет закрыта, в первую очередь убыточная газета «Бизнес». Причем, по некоторым данным, ее осенью этого года вывели из состава ИД «Секрет фирмы», чтобы продать ИД Родионова. Однако на прошлой неделе руководство этого холдинга публично отказалось от сделки. Усманову «Бизнес» не понадобится, о закрытии газеты уже объявили сотрудникам редакции.