Фабрика качества

Спецвыпуск
Москва, 11.12.2006
«Эксперт» №46 (540)

Чтобы создать достойную систему отчетности, необходима эффективная система регулирования бухгалтерского учета (БУ) и финансовой отчетности (ФО). Желательно с привлечением негосударственных органов, как это принято на Западе. Согласитесь, что профессионализм практиков вряд ли будет лишним. Ну а чтобы такая система стала по-настоящему эффективной, необходимо также внедрить еще одну систему — систему обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности (ОИСФО).

Качественный вопрос

Базовым критерием качества является полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности для пользователей. Хотя сформулировать измеримые критерии полезности довольно сложно, попробуем все же сделать это.

Во-первых, это понятность (прозрачность). Отчетность должна составляться таким образом, чтобы быть понятной подготовленным (то есть обладающим специальными знаниями) пользователям и иметь прозрачную структуру, в частности раскрывать информацию о холдинговых структурах и реальных владельцах бизнеса.

Во-вторых, уместность. Информация считается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их оценки. В свою очередь уместность информации определяется ее существенностью и своевременностью.

В-третьих, надежность (достоверность). Сведения считаются достоверными, если не содержат существенных ошибок и пристрастных оценок, а также правдиво отражают хозяйственную деятельность предприятия. Так как надежность — понятие комплексное, то она в свою очередь раскрывается через следующие характеристики: правдивость, преобладание сущности над формой, нейтральность (непредвзятость), осмотрительность и полнота.

Наконец, в-четвертых, сопоставимость во времени и сравнимость с информацией других компаний. Информация должна быть сопоставима как с данными других компаний, действующих в той же отрасли, так и с данными за предыдущие годы.

Для полного соблюдения принципов качества необходима эффективная система регулирования БУ и ФО. Однако пока таковой нет. «Действующая система регулирования не позволяет обеспечить высокое качество отчетности, — считает председатель правления Фонда НСФО Андрей Буренин. — Источником основных недостатков системы регулирования представляется конфликт интересов внутри Минфина, который одновременно регулирует и бухгалтерский учет, и налогообложение, при этом не отвечая напрямую ни за развитие финансовых рынков, ни за экономический рост. От недостатков существующих правил БУ и ФО страдают финансовый рынок и отечественные предприятия, которые вынуждены нести расходы по ведению трех видов учета — бухгалтерского, налогового и международного, — что в итоге негативно сказывается на эффективности, конкурентоспособности и росте российской экономики».

«Для решения проблем, связанных с подготовкой качественной финансовой отчетности по МСФО, — продолжает тему ведущий специалист по МСФО компании “BKR-Интерком-Аудит” Елена Петенёва, — требуется внесение серьезных изме

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (540) 11 декабря 2006
    Китай
    Содержание:
    Внутреннее развитие через глобальную экспансию

    Переориентация на внутренние источники роста, развитие здравоохранения и образования, повышение энергоэффективности экономики, большее внимание к вопросам экологии и превращение китайских компаний в глобальных лидеров — за счет этого Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века

    Обзор почты
    */
    Реклама