Письма читателей

22 января 2007, 00:00

Комментарии читателей к статье «Год осознания себя как нации»

2007 № 1–2 (543)

Во-первых, пока мы внятно и членораздельно не скажем для начала самим себе, чего мы лично хотели бы в своей жизни, что для этого нужно сделать лично нам и тем, кому мы доверяем представлять интересы верховного суверена РФ, которыми, согласно первой статье Конституции РФ, являемся мы сами, ничего не изменится. Во-вторых, мало осознать, захотеть и сказать — это лишь необходимое условие. Достаточное, на мой взгляд, состоит в том, чтобы еще и сделать что-нибудь. Вот нынче у нас принято порицать власть, бюрократию и отсутствие демократии. Все эти порицания, возможно, очень-очень объективны. Но ведь в чем и кого мы упрекаем? Мы упрекаем власть, в которой нынче представлена лишь одна реальная (а не статистическая) социальная группа, бюрократия, в том, что она, бюрократия во власти, действует в интересах самой себя. Может, это сто раз неправильно, но задумайтесь: а так ли сильно виноват тот, кто действует в своих интересах? Так ли сильно виноват, например, бизнесмен, пользующийся бестолково составленным законом, чтобы уклониться от уплаты налогов в полном объеме? Так ли сильно виноват, например, журналист, пишущий заказные статьи? И в этом же ряду находится и бюрократ, пользующийся своим привилегированным положением.

Они все будут виноваты только в одном случае: если найдутся иные социальные группы, интересы которых нарушаются указанными бизнесменом, бюрократом и журналистом, — это раз. Если эти группы, интересы которых пострадали, не поленятся и сочтут нужным начать отстаивать свои интересы в рамках существующих законодательных и моральных норм, которые и нарушили наши бизнесмен, журналист и бюрократ. Если не начнут отстаивать свои интересы и требовать соблюдения законов страны и общества — значит, их реальные интересы не нарушены. И значит, все так и будет продолжаться: бизнесмен — не платить налоги и умасливать бюрократа, чтобы тот предоставил его бизнесу преференции по сравнению с другими, бюрократ — брать взятки бизнесмена, «не замечая», что тот не платит налоги, и предоставляя ему преференции, журналист — получать материальные или иные бенефиции, печатая заказанные бизнесменом и бюрократом статьи.

Чтобы изменить эту ситуацию, надо:

  • чтобы нашлись те, кому это не нравится;
  • чтобы они не просто сидели и говорили, что все воруют, власть авторитарна и глупа, а пресса продажна и ангажированна, а чтобы они еще и что-то делали для того, чтобы изменить не нравящуюся им ситуацию;
  • чтобы этих людей было бы достаточное количество для преодоления сопротивления указанных бизнесмена, бюрократа и журналиста (а также всех остальных, кто нарушает законы страны и общества).

Причем законы общества в данном случае важнее даже. В Древних Афинах — оплоте античной демократии — неугодных подвергали остракизму, то есть изгоняли из города. Причем изгоняли не какого-то там преступника (для этого были обычные нормы и законы), а именно того, кто не нравился большинству жителей. Не надо было ничем провиниться — надо было просто не понравиться, чтобы тебя навечно изгнали, будь ты хоть великим полководцем, принесшим городу пользу и спасшим его от врагов. На Диком Западе — оплоте, как говорят, современной демократии — провинившихся зачастую не подвергали официальной судебной процедуре. А подвергали их суду Линча. Причем необязательно было наличие формальных доказательств — достаточно было убежденности избранных на месте присяжных, что подозреваемый виновен.

Можно по-разному относиться к остракизму, лишившему Афин многих неординарных и выдающихся личностей, вызвавших зависть толпы, или к суду Линча, который по сути, как мне кажется, зачастую не сильно отличался от действия толпы современных российских подонков, устраивающих самосуд над первыми попавшимися азиатами после того, как вовсе даже и другие азиаты совершили недавно преступление. Но одно признать необходимо: всё это были действия людей, реализующих и отстаивающих свои интересы. Разумеется, я не призываю возродить остракизм или суд Линча. Я просто говорю о том, что без действия нет и результата. В тех же США власти безуспешно боролись с судами Линча, пока само американское общество не решило, что это варварство, и не стало наказывать любителей скорой расправы. До этих пор, пока общество считало, что «так и должно быть», никто и ничего не мог поделать с судами Линча.

У нас же пока что действия ограничиваются упомянутым выше преследованием беззащитных азиатов, в том числе женщин и детей (иностранцев более опасных эти «борцы за русский народ» обычно не решаются). И все. Все остальное — даже не на уровне рассуждений, а на уровне нытья: власть плохая, народ склонен к авторитаризму, все вокруг глупы и примитивны, кроме нас самих.

Итак, на мой взгляд, пока мы не осознаем, чего лично каждый из нас хочет, и пока мы не начнем действовать — в рамках законов страны и общества — в этом направлении, ничего не изменится. Власть, представленная единственной реальной социальной группой — бюрократией, — по-прежнему будет реализовывать интересы этой самой группы. Бизнес, не ограничиваемый никем и ничем, кроме этой самой бюрократии, будет или договариваться с ней и действовать по принципу вседозволенности, или (если не пожелает договариваться) будет испытывать более или менее серьезный дискомфорт со стороны бюрократии. И многие общественные организации, в том числе СМИ, будут или прикормлены кем-нибудь, или просто действовать по принципу «общественная деятельность синонимична критике власти, потому что власть по определению — это зло».

Правильно писал автор: необходимо для начала хотя бы предъявить внятный и членораздельный спрос на то, чего нам хочется. Спрос всегда рождает предложение — если он, спрос, конечно, есть. Ибо «хотим хорошей и достойной жизни» — это не спрос. Это кисель.

Успешна та страна, в которой люди могут сами — в рамках законов страны и общества — добиться успеха. А не ждать счастья, и неважно, с чьей стороны: со стороны ли президента Путина, который обустроит Русь, оставшись на третий срок, или со стороны «развитых демократий», которые сумеют научить нас, как построить общество благоденствия. Успешна страна деятелей, а не страна рассуждателей. Успешна страна, где люди точно знают, чего хотят, и сами делают что-то для осуществления этих желаний. А не та страна, где люди ждут, когда их кто-то куда-то поведет: к сильной ли державе или к цивилизованному гражданскому обществу. Только мы сами сможем дойти и туда, и туда, каждый из нас. А если допустим, чтобы нас отвели, — нас несколько не туда отведут...

Александр Сергеевич Полыгалов

Осознание себя как нации необходимо не Западу с Востоком, а россиянам, так как именно от них великая история России должна получить великое, то есть достойное ее граждан продолжение.

Можно сказать, что оно уже началось или состоялось.

Но, чтобы все окончательно устаканилось, наша социальная система, имеющая мощный потенциал развития, должна быть сложнее, чем теперь.

Граждане могут строить сети, связывающие общество и позволяющие решать проблемы, не апеллируя к президенту страны.

Я согласен с тем, что важно, какова наша страна и общество, а не власть, которая все равно вторична.

Но сначала граждане сами должны хотеть изменений и осознать, что у них есть творческий потенциал для развития страны как следствие долговременной привычки смотреть внутрь, изучать себя, знать свои возможности.

Для этого осознания и хотения, в свою очередь, необходима большая работа культурно-просветительных организаций, которые уже существуют в настоящее время.

Валерий Викторович Гамм