«Новошип» взят на абордаж

25 июня 2007, 00:00

Президент России Владимир Путин подписал указ о слиянии «Совкомфлота» и «Новошипа». Новый госхолдинг войдет в тройку крупнейших танкерных пароходств мира по размеру флота: суммарный дедвейт холдинга превысит 10 млн тонн, а стоимость активов — 5 млрд долларов

Идею создания монополии на рынке морских перевозок нефти глава «Совкомфлота» Сергей Франк вынашивал почти два года. «Наша цель — консолидировать все танкерные перевозки в рамках единой и эффективной структуры», — любил повторять глава «Совкомфлота» на неформальных встречах с прессой. Учитывая, что «Совкомфлот» и «Новошип» работают преимущественно на внешнем рынке и друг с другом практически не конкурируют, идея слияния танкерных пароходств выглядела вполне рациональной. Но создание этакой «Транснефти», только на море, все время тормозили то федеральные чиновники, то менеджеры «Новошипа». Более того, против слияния выступал и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, опасавшийся потерять одного из крупнейших налогоплательщиков («Новошип» зарегистрирован в Новороссийске). И только веские доводы руководителей администрации президента, выступивших с консолидированной позицией по поводу объединения пароходств, убедили Владимира Путина лично вмешаться в спор и одобрить следку.

В соответствии с его указом слияние компаний пройдет по схеме, предложенной Сергеем Франком, то есть контрольный пакет акций «Новошипа» будет передан в уставный капитал «Совкомфлота» до конца февраля будущего года. В условиях высокой волатильности на тайм-чартерном рынке и резкого снижения фрахтовых ставок по долгосрочным контрактам слияние пароходств — едва ли не единственный шанс для России сохранить на мировом рынке морских перевозок мощного национального игрока. Стоимость укрупненного «Совкомфлота» составит 3,5–3,7 млрд долларов, что позволит ему занять третье место после лидеров этого рынка — компаний Frontline (6,5 млрд долларов) и Teekay (5,8 млрд долларов). Несмотря на то что «Совкомфлот» и «Новошип» сохранят статус отдельных юридических лиц, на мировом рынке обе компании будут выступать под единым брендом. Успешный опыт такой работы у них уже есть — в августе прошлого года эти пароходства совместно купили испанскую судоходную компанию Martpetrol, которая специализируется на перевозках особо опасных химических грузов.