Какой должна быть политика России на постсоветском пространстве?

12 ноября 2007, 00:00

На вопросы «Эксперта» отвечают ведущие партии страны

«Единая Россия»

Вернуть лидерство

Времена, когда Россия могла на автомате, по умолчанию сохранять свой авторитет на постсоветском пространстве, ушли в прошлое. В современном мире мы должны воспринимать наших бывших соотечественников как равноправных соседей, как партнеров. Однако важно помнить, что залог нашей успешности — в нашей привлекательности для стран, безусловно, сейчас более слабых, чем мы.

 pic_text3 Фото: Митя Алешковский
Фото: Митя Алешковский

Ведь Соединенные Штаты, приходя в другие государства (вне зависимости от того, что на самом деле скрывается за их лозунгами), говорят, что «мы пришли, чтобы решить ваши проблемы, вам помочь». Еще раз подчеркну: это совершенно не зависит от того, что они имеют в виду на самом деле. Но Россия, к сожалению, когда выстраивает свою политику на постсоветском пространстве, забывает, как она выглядит. Мы часто подчеркиваем, что «мы здесь, потому что это нужно нам». Однако это очень неправильно. Мы должны стать центром притяжения, центром, опираясь на который, наши соседи смогут решать свои проблемы. Мы страна, которая может быть естественным лидером. И эту роль никто не вправе у нас отнять.

Безусловно, восстановление нашего влияния требует определенных усилий, по инерции это невозможно. Мы должны демонстрировать свою успешность. Мы должны показать, что та модель, по которой мы развиваемся, работает и может быть полезна и нашим соседям.

Времена центробежных тенденций прошли. В 1990-е годы Россия была слаба и неуспешна, но сейчас ситуация изменилась. И первое и главное сейчас для нас — быть сильными и успешными. Ведь некоторые наши бывшие соотечественники стремятся в Евросоюз не потому, что презирают нас, — нет, просто ЕС действует активно и старается выглядеть для них привлекательным. Я думаю, нам есть в чем брать с него пример, и у нас есть все шансы завоевать реальное доверие наших соотечественников.

Я в конце прошлой недели вернулся из Киргизии. Там сохраняются симпатии к нашей стране, очень сильные, но не хватает одного: понимания того, что Россия — это сильный и успешный партнер, который может реально поддержать. У нас общее прошлое, общий язык, общая культура. Но сейчас главное, чтобы мы создавали для союзников и соседей дополнительные преференции. Показательный факт: центры российской культуры активно функционируют за рубежом, но не действуют в большинстве стран СНГ. И это проблема не идеологического противодействия, а чисто техническая, к сожалению. Безусловно, есть и противодействие, например в Прибалтике, но я уверен, что при желании мы сможем это противодействие преодолеть. Нам надо перестать реагировать на мелкие укусы. Ведь никто не отберет у нас ни географии, ни культуры, ни реальной симпатии простых людей. Все абсолютно в наших силах, но мы должны вспомнить, что Россия — это не старший брат, но заботливый брат, который понимает проблемы и трудности. Однако очень важно помнить, что это не касается экономической сферы. Экономика должна быть взаимовыгодной, мы не должны дотировать бывшие советские республики поставками дешевого газа. Мы должны быть доступны географически, мы должны быть партнером, который доступен, который говорит с ними на понятном языке.

Константин Косачев, глава комитета Госдумы РФ по международным делам

 

СПС

Не советское, а постсоветское

Политика России на постсоветском пространстве должна основываться на понимании того, что это пространство — действительно постсоветское, а не советское. К сожалению, политика России в СНГ — это во многом возвращение к имперским принципам кнута и пряника, а не политика честного партнерства и уважения к суверенитету независимых государств. Россия как бы стремится силой заставить других себя любить. А в случае отказа грозит, например, перекрыть газ. Это все отголоски советского стиля взаимоотношений с «дружественными» странами. Если уж говорить начистоту, то в душе руководство России сегодня мечтает о «великой империи», хотя все здравомыслящие люди понимают, что это невозможно, а любые попытки действовать в этом направлении опасны.

 pic_text1

Политика России на постсоветском пространстве должна основываться на однозначном понимании того, что судьба этих стран решается только их народами и в их собственных интересах. Например, только украинский народ имеет право решать, вступать ли Украине в НАТО. А поскольку украинский народ против вступления в НАТО, то и истерику тут поднимать бессмысленно. Тема расширения НАТО на Восток — это мнимая угроза, которую сознательно раздувает Кремль исключительно для запугивания своего собственного народа. Стране предлагают старый образ врага, который в действительности врагом уже не является. Никакой угрозы для России НАТО сейчас не представляет. Руководство России должно озаботиться другими угрозами: стремительно растущим и все еще авторитарным Китаем, чьи стратегические планы простираются на территории Сибири и Дальнего Востока, а также угрозой исламского фундаментализма с ядерным оружием в руках. Вот реальные угрозы, а не из прошлого века! Россия должна продвигать идею создания вместо НАТО (но на основе НАТО) нового военно-политического блока ответственных, демократических государств, включая страны Евросоюза, Россию, СНГ, США и Японию. Только такой широкий блок способен противостоять главным угрозам глобальной безопасности в ХХI веке.

Другой важнейшей задачей российской политики в отношении стран СНГ должно стать обеспечение твердых гарантий соблюдения прав русскоязычного населения, сохранения традиций, культуры и русского языка везде, где живут наши соотечественники, а также создание благоприятных условий для их возвращения в Россию. Все это декларируется, однако на практике получается совсем не так. Сотни тысяч наших соотечественников в странах СНГ чувствуют себя брошенными Россией. Они так же бесправны, как и граждане тех республик Средней Азии, в которых они живут. Тысячи вернувшихся в Россию из стран СНГ людей месяцами и годами не могут получить российское гражданство, живут без паспортов и регистрации, по этой причине не могут устроиться на работу, у них рождаются дети, которых по официальным документам вообще нет, то есть нет регистрации, нет детских пособий, нет детских садов и так далее. Вот чем надо заниматься российским властям в СНГ в первую очередь — обеспечением гарантий прав и условий нормальной жизни для всех, кто считает себя русскими и россиянами. К сожалению, вся внешняя политика нынешнего руководства страны — это плохой ремейк политики дружбы народов советского образца.

Никита Белых, глава федерального политсовета Союза правых сил

 

ЛДПР

Не нужно нагнетать напряженность, вам же будет хуже

На постсоветском пространстве нам прежде всего следует стремиться к созданию единого экономического пространства. Для этого надо не только сохранять свое влияние в бывших республиках, но и усиливать позитивное взаимодействие с ними как в политической, так и в экономической сфере. Мы ни в коем случае не навязываем идеи восстановления СССР, но мы должны показать соседям, что разрыв связей с Россией окажется для них гораздо болезненнее, чем для нас. Они не должны забывать о том, что именно Россия обеспечивает их экономику энергоносителями и всегда может повысить отпускную цену «недружественным» режимам.

 pic_text2 Фото: photoxpress.ru
Фото: photoxpress.ru

Цены, конечно, можно увеличивать и для союзников, однако это следует делать плавно и предсказуемо. Почему недоволен Лукашенко? Потому что мы сделали это резко и практически без предупреждения. А о росте отпускной цены на газ стоило объявить еще в 1994-м — на 10 процентов ежегодно. Сейчас Лукашенко платил бы те же 120 долларов, но не обижался бы, так как знал бы, что повышение это регулярное и неизбежное. При такой политике покупатели наших энергоносителей смогли бы планировать свои расходы на годы вперед. А мы, в свою очередь, имели бы возможность предложить им долгосрочные планы по компенсации растущих расходов — дав им на выбор несколько вариантов. Например, у Украины мы могли бы взять в аренду все крымские санатории и направлять туда россиян на отдых. Зачем всем скопом ездить в Турцию, оставлять там по три миллиарда долларов ежегодно? Пусть бы загорали в Крыму, принося доход и Украине, и России. Лукашенко мог бы продать нам «Белтрансгаз» — безо всяких скидок, по мировой цене. Вырученных средств Белоруссии хватило бы на обеспечение десятилетних поставок российского топлива. Вдобавок для дружелюбных и благожелательных государств Россия всегда может пойти на дополнительные уступки при разработке подобных «компенсационных» стратегий.

Ну а с теми, кто будет проводить антироссийскую политику, разговор должен быть жесткий. Нет, вредить мы никому не будем, но оказывать экономическое давление — конечно. Все ведь так делают, общепризнанный чемпион в этой области — США. Это и наше право, почему мы должны от него отказываться? Сейчас вот прибалты пытаются нам пакостить — хотят отодвинуть Северо-Европейский газопровод в сторону Финляндии. Это получится дороже: во-первых, длиннее, а во-вторых, там плохое дно. То есть они увеличивают расходы РФ на строительство «трубы». Мы должны им ответить соответственно: увеличить цены на энергоносители, чтобы они поняли, что из-за собственного упрямства теряют больше, чем приобретают. У многих эстонцев, которые выступают против газопровода, в Москве собственный бизнес. Надо его здесь прижать, чтобы они не тратили деньги, заработанные в России, на борьбу с Россией. Сузить их бизнес или даже свести его к нулю — пусть его место займут другие торгово-коммерческие структуры из более расположенных к России стран.

Также везде, где это возможно, мы должны размещать военные базы и сохранять уже имеющиеся. Одновременно мы должны препятствовать размещению вблизи наших границ баз НАТО — будь то Польша, Чехия или какое-либо из постсоветских государств. И делать это следует в первую очередь при помощи тех же экономических рычагов. Нужно, чтобы все четко поняли: если чехи и поляки согласятся на размещение средств американской ПРО, значит, будут еще больше платить за российские углеводороды. Впрочем, если уж американские ракеты появятся в Восточной Европе, нам нужно пойти на симметричные меры — вернуть в Белоруссию наше баллистическое ядерное оружие. Шахты там еще с советских времен остались, так что это будет нетрудно (Лукашенко уже сейчас нас просит, ведь для Белоруссии размещение наших ракет — дополнительные доходы). Подобным комплексом мер мы предупредим и американцев, и всех наших соседей, заигрывающих с НАТО: не нужно нагнетать напряженность, России есть чем ответить так, что вам же будет хуже.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР