Бал дебютанток

Русский бизнес
Москва, 21.01.2008
«Эксперт» №3 (592)
Впервые российские розничные сети вошли в рейтинг крупнейших мировых ритейлеров, составляемый Deloitte Touche. Это свидетельствует о возросшей зрелости отечественного бизнеса, но ничего ему не обещает в будущем

Опубликован очередной рейтинг Tор-250 крупнейших ритейлеров планеты, который составляет одна из ведущих консалтинговых компаний мира Deloitte Touche Tohmatsu в сотрудничестве c авторитетным американским журналом о торговле Stores. В список, основанный на данных по оборотам за 2006 год, впервые вошли два российских розничных оператора. Первый - X5 Retail Group, объединяющая продовольственные сети «Перекресток» и «Пятерочка» (191-е место в рейтинге), второй — торгующая мобильными телефонами «Евросеть» (229-е). «Евросеть» к тому же оказалась самой быстрорастущей в Top-250, показав годовой прирост продаж в 138% (темпы других «быстрых» компаний находятся в районе 50%, а рост совокупных продаж компаний, вошедших в рейтинг, составляет всего 8%).

Вместе с нашими в рейтинге впервые оказались и китайские ритейлеры. Их четыре, причем один из них — Bailiаn Group под номером 101 — почти на сотню позиций опередил российскую X5 Retail Group. Председатель совета Всемирного конгресса розницы Ян Макгриггл считает, что попадание в 250 «подчеркивает, насколько быстро в России и Китае развивается современная, организованная розничная торговля». Российские аналитики тоже полагают, что к вхождению отечественных компаний в число крупнейших не следует относиться как к простому статистическому факту. По их мнению, это качественно значимый рубеж. «Активные процессы региональной экспансии и консолидации вывели отечественный ритейл на международный уровень», — замечает Ирина Яроцкая, аналитик БД «Открытие». «Розничный рынок в России достиг такого уровня развития, что его игроки уже не могут остаться незамеченными при составлении подобных рейтингов», — констатирует Андрей Верхоланцев, аналитик ИК «Антанта-Капитал».

Впрочем, созревшие новички списка по оборотам на два порядка отстают от лидера мировой розничной индустрии Wal-Mart и на порядок от следующих в десятке. Вообще структура мировой розничной отрасли такова, что на долю десяти крупнейших ритейлеров с продажами в 978,5 млрд долларов в 2006 году пришлось 30,1% суммарных продаж 250 компаний. В 2005 году этот показатель составлял 29,4%, так что отрыв фаворитов от остальных 240 фигурантов рейтинга пусть немного, но увеличился.

Повезло

Действительно, можно говорить о прецеденте. Представитель Deloitte Айра Калиш так прокомментировал изменения в рейтинге: «Традиционно на рынках, аналогичных Китаю и России, доминировала иностранная розница, но стратегия, стоящая за ростом этих новых сетей, свидетельствует о возросшей зрелости бизнеса в странах с развивающимся рынком». И впрямь, на развитых рынках, где игроки имели равные возможности для накачивания мускулов и оттачивания механизмов сетевого управления, конкуренция не приводит к полной очистке рыночного ландшафта от присутствия национальных сетей. Так, американский монстр Wal-Mart не сумел утвердиться в Германии. Аналитик банка LBBW Ханс Петер Кульман считает, что удар американскому гиганту, знаменитому у себя на родине прежде всего экономичными ценами, нанесли местные дискаунт

Новости партнеров

«Эксперт»
№3 (592) 21 января 2008
Последняя империя
Содержание:
Решились

Масштабные списания убытков американскими банками начали новую волну экономического кризиса. Пока о подлинном размере потерь объявили только два банка, поэтому новых неприятных сюрпризов не избежать

Обзор почты
На улице Правды
Реклама