Бал дебютанток

Анастасия Матвеева
21 января 2008, 00:00

Впервые российские розничные сети вошли в рейтинг крупнейших мировых ритейлеров, составляемый Deloitte Touche. Это свидетельствует о возросшей зрелости отечественного бизнеса, но ничего ему не обещает в будущем

Опубликован очередной рейтинг Tор-250 крупнейших ритейлеров планеты, который составляет одна из ведущих консалтинговых компаний мира Deloitte Touche Tohmatsu в сотрудничестве c авторитетным американским журналом о торговле Stores. В список, основанный на данных по оборотам за 2006 год, впервые вошли два российских розничных оператора. Первый - X5 Retail Group, объединяющая продовольственные сети «Перекресток» и «Пятерочка» (191-е место в рейтинге), второй — торгующая мобильными телефонами «Евросеть» (229-е). «Евросеть» к тому же оказалась самой быстрорастущей в Top-250, показав годовой прирост продаж в 138% (темпы других «быстрых» компаний находятся в районе 50%, а рост совокупных продаж компаний, вошедших в рейтинг, составляет всего 8%).

Вместе с нашими в рейтинге впервые оказались и китайские ритейлеры. Их четыре, причем один из них — Bailiаn Group под номером 101 — почти на сотню позиций опередил российскую X5 Retail Group. Председатель совета Всемирного конгресса розницы Ян Макгриггл считает, что попадание в 250 «подчеркивает, насколько быстро в России и Китае развивается современная, организованная розничная торговля». Российские аналитики тоже полагают, что к вхождению отечественных компаний в число крупнейших не следует относиться как к простому статистическому факту. По их мнению, это качественно значимый рубеж. «Активные процессы региональной экспансии и консолидации вывели отечественный ритейл на международный уровень», — замечает Ирина Яроцкая, аналитик БД «Открытие». «Розничный рынок в России достиг такого уровня развития, что его игроки уже не могут остаться незамеченными при составлении подобных рейтингов», — констатирует Андрей Верхоланцев, аналитик ИК «Антанта-Капитал».

Впрочем, созревшие новички списка по оборотам на два порядка отстают от лидера мировой розничной индустрии Wal-Mart и на порядок от следующих в десятке. Вообще структура мировой розничной отрасли такова, что на долю десяти крупнейших ритейлеров с продажами в 978,5 млрд долларов в 2006 году пришлось 30,1% суммарных продаж 250 компаний. В 2005 году этот показатель составлял 29,4%, так что отрыв фаворитов от остальных 240 фигурантов рейтинга пусть немного, но увеличился.

Повезло

Действительно, можно говорить о прецеденте. Представитель Deloitte Айра Калиш так прокомментировал изменения в рейтинге: «Традиционно на рынках, аналогичных Китаю и России, доминировала иностранная розница, но стратегия, стоящая за ростом этих новых сетей, свидетельствует о возросшей зрелости бизнеса в странах с развивающимся рынком». И впрямь, на развитых рынках, где игроки имели равные возможности для накачивания мускулов и оттачивания механизмов сетевого управления, конкуренция не приводит к полной очистке рыночного ландшафта от присутствия национальных сетей. Так, американский монстр Wal-Mart не сумел утвердиться в Германии. Аналитик банка LBBW Ханс Петер Кульман считает, что удар американскому гиганту, знаменитому у себя на родине прежде всего экономичными ценами, нанесли местные дискаунтеры, продемонстрировавшие лучшие образцы немецкой способности к организации и порядку. Другое дело, что на развивающихся рынках локальным сетям, как правило, просто не дают созреть, о чем свидетельствует опыт некоторых стран Восточной Европы.

Появление крупных национальных сетей в Китае объясняется политикой властей, которые стремятся создать равные условия для конкуренции национальных игроков с иностранцами. Конкуренция со стороны западных сетей там резко усилилась лишь с начала 2006 года, когда китайские власти отменили большую часть ограничений на их деятельность: западным ритейлерам было позволено открывать магазины в любых районах Китая, не привлекая местных партнеров. Но до этого предпринимались административные шаги к укреплению позиций местных игроков. Показателен пример крупнейшей китайской розничной сети Bailian, образованной правительством Шанхая в 2003 году путем слияния нескольких мелких государственных компаний розничной торговли. По мысли муниципалитета, это должно было сократить совокупные издержки и усилить конкурентные позиции перед лицом иностранной экспансии. Кроме того, за последние полтора года государственные сети прошли через процедуру реструктуризации, избавившись от ряда непрофильных и убыточных активов, что благоприятно отразилось на экономических результатах их деятельности.

Что касается России, то ей помог случай. «Иностранцы в свое время упустили момент для входа на российский рынок, — поясняет Андрей Верхоланцев. — Видимо, условия работы в Восточной Европе были им более понятны, чем в России». Например, британская сеть Tesco, занимающая четвертое место в рейтинге, растет самыми быстрыми темпами в десятке лидеров (12,5%). Дэвид Маккарти, аналитик по розничной торговле банка Citigroup, объясняет это как раз активным расширением на новые рынки (см. «Инновации и захват территорий»). У компании магазины по всему миру, но ни одного — в России!

А на рынок, занятый «Евросетью», просто некому приходить из развитых стран, где давно сложилась операторская модель продаж: клиенты покупают сотовые телефоны непосредственно у связистов. Иное — в России. Операторам на фоне взрывного роста рынка хватало сил только на то, чтобы наращивать соты. В итоге снабжение населения мобильниками взяли на себя независимые от операторов компании.

Так что риски, смущавшие иностранцев, были компенсированы быстрым расширением потребительских рынков и спецификой потребительских предпочтений россиян. Наши потребители меняют мобильники гораздо чаще, чем утомленные потреблением жители других стран, — вот вам и самая быстрорастущая сеть. По последним имеющимся данным, почти на 50% за счет органического роста и поглощений выросли обороты X5 Retail в первом полугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. А в 2006-м, когда состоялось слияние «Пятерочки» и «Перекрестка», их совокупная выручка увеличилась на 47%. Вот и 191-е место, минуя с 250-го по 192-е.

Причем, замечает Ирина Яроцкая, ситуация на российском рынке обеспечивает стабильность развития для его игроков. В то время как напряжение с ростом потребительского спроса на развитых рынках влечет за собой колебания и провалы. Скажем, группа Metro впервые с 2003 года сместилась с 4-го на 5-е место в рейтинге, пропустив вперед Tesco. Дело в том, объясняет Ханс Петер Кульман, что немецкие магазины компании страдают от жесткого потребительского климата в Германии, тогда как Tesco получает прибыль при хороших условиях для развития торговли в Великобритании. В итоге такой формат Metro, как гипермаркеты Real, находится в кризисе, и материнская компания вынуждена отвлекать свои силы от экспансии на санацию этой части своего бизнеса.

Без гарантий

Наблюдатели предсказывают, что в следующем году следует ожидать появления в рейтинге новых представителей российских розничных сетей. Вхождение в рейтинг играет отечественным компаниям на руку — открывает хорошие перспективы для извлечения выгоды из своей капитализации. По мнению Андрея Верхоланцева, присутствие нескольких крупных отечественных игроков, консолидирующих рынок, означает, что вновь появившиеся иностранные игроки уже не смогут начать в России свой бизнес с нуля. Единственный путь для них — покупка уже сформировавшихся бизнесов.

В то же время факт попадания в Top-250 не гарантирует конкурентоспособности. Ведь нынешние размеры лидеров российской розницы достигнуты во многом благодаря внешней среде — это не означает, что бизнес внутренне созрел для конкуренции. Тому есть пример. Наряду с уже упомянутыми российскими и китайскими ритейлерами новичком рейтинга стала и турецкая компания Koç Holding/Migros Group, материнская по отношению к развивавшейся в России сети «Рамстор». Но мы знаем, что дела у российской «дочки» уже несколько лет шли из рук вон плохо из-за недостатков управления, и в результате ее начали распродавать по частям: в декабре 2007 года гипермаркеты «Рамстор» были проданы французской сети «Ашан».

Правда, аналитики видят признаки внутреннего созревания отечественной розницы. По словам Ирины Яроцкой, есть много косвенных данных, свидетельствующих, что по выручке на магазинный квадратный метр российские сети приблизились к международному уровню. Это говорит об эффективности их работы. Ян Макгриггл уверен, что рост российских сетей обеспечивается не только ускоренным открытием новых магазинов и поглощениями, но и вложениями в современную торговую инфраструктуру вкупе с углублением знаний о специфике местного рынка и выработкой на этой основе наилучшей практики удовлетворения потребностей клиентов. «Это — мощный фактор в борьбе с иностранными конкурентами, — считает Ян Макгриггл. — Но еще более интересно поразмышлять о том, увидим ли мы, как ритейлеры развивающихся рынков готовятся к выходу на рынки других стран. На самом деле при том, что другие рынки сейчас переживают экономический спад и даже рецессию, может внезапно возникнуть возможность для появления в Западной Европе и Америке успешных конгломератов из России, Китая или Индии».

Российские аналитики пока менее оптимистичны во взгляде на перспективы конкуренции российских сетей на глобальном уровне. Но время есть. Судьба вновь подарила отечественным ритейлерам фору: иностранцы сейчас считают более перспективными рынки Китая и Индии и ринулись осваивать их.

В подготовке материала принимали участие Марк Завадский, Сергей Сумленный