Мировой авиапром попал в турбулентность

Международный бизнес
Москва, 28.01.2008
«Эксперт» №4 (593)
Из-за проблем, возникших у Boeing и Airbus с подрядчиками, западные авиагиганты вынуждены корректировать свои производственные программы, откладывая вывод на рынок новых моделей. Это на руку небольшим производителям реактивных самолетов, которые могут попытаться нарушить европейско-американскую дуополию

За три недели января сразу две крупнейшие западные авиастроительные корпорации — Boeing и Airbus — объявили о существенной корректировке планов поставок новых моделей авиалайнеров своим заказчикам. Так, президент Boeing Commercial Airplanes Group Скотт Карсон официально предупредил руководителей авиакомпаний о том, что первый полет нового самолета Boeing 787 Dreamliner откладывается до конца второго квартала нынешнего года. Это означает, что стартовый покупатель модели All Nippon Airways, заказавшая более 70 этих лайнеров, начнет получать их не ранее января 2009 года. Это уже третий сдвиг сроков поставок нового самолета авиакомпаниям. «Мы разочарованы изменением графика и глубоко сожалеем о том влиянии, которое задержки окажут на наших клиентов, — заявил журналистам глава Boeing Джим Макнирни. — Наша компания сделает все возможное для минимизации последствий». А главный конкурент американского авиагиганта — концерн Airbus, передав в эксплуатацию Singapore Airlines второй авиалайнер-супергигант A 380 почти с годовой отсрочкой, сократил план выпуска этих самолетов в нынешнем году вдвое — с 25 до 13 машин. Поставки транспортных самолетов A 400M европейские авиастроители и вовсе перенесли с 2008-го на 2010 год. При этом до сих пор неясной остается судьба еще одного нового проекта Airbus — самолета A 350. Этот прямой конкурент американского Boeing 787 по первоначальным планам должен был появиться как раз в нынешнем году, но пока точно не известен даже его технический облик. На встрече с персоналом компании глава Airbus Томас Эндерс сказал лишь, что «пришло время формировать долгосрочные партнерские отношения с поставщиками первого уровня для программы A 350 XWB, которые смогут разделить с концерном объем работ, инвестиции и риски». Так что появления на свет A 350 можно ожидать не ранее 2013 года.

Но вот что удивительно, несмотря на непрекращающиеся корректировки сроков испытаний и поставок новых самолетов, Boeing и Airbus в прошлом году продемонстрировали поистине фантастические результаты своей операционной деятельности. Так, американский авиагигант отрапортовал о получении 1413 твердых заказов на общую сумму более 150 млрд долларов. «Это самый урожайный год за всю историю нашей корпорации. Мы очень благодарны нашим заказчикам», — заявил г-н Карсон. Наибольшим спросом у клиентов Boeing пользовались самолеты Boeing 737 и Boeing 787 Dreamliner. «Лайнер мечты» даже установил своеобразный рекорд, став самым быстро продаваемым самолетом за всю историю авиации: с момента запуска программы в 2004 году на него получено уже 817 твердых заказов. А портфель заказов Airbus пополнился на 1341 твердый контракт — рекордную величину за всю 38-летнюю историю европейского авиаконцерна. Всего же европейским авиастроителям теперь необходимо построить почти 3,5 тыс. самолетов, на производство которых потребуется около шести лет. «Это огромные цифры, год был просто умопомрачительным. Теперь возникает вопрос, как нам управиться со всеми этими заказами», — говорит Томас Эн

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (593) 28 января 2008
Финансовый кризис
Содержание:
Холодок неизвестности

Редакционная статья

Разное
Обзор почты
Реклама