Олимпиады уже давно превратились из игр, угодных богам, в крупномасштабные политические и финансовые проекты с сопутствующим антуражем. Это раньше «крылатая слава олимпийских героев долетала до окраин мира». Сегодня олимпийские рекорды и установившие их спортсмены-медалисты быстро забываются. Зато всегда на слуху допинговые конфликты, бесчисленные угрозы бойкота соревнований, страшилки террористов, а также сопровождающие строительство спортивных сооружений и инфраструктуры финансовые скандалы.
Один из последних разразился вокруг зимней Олимпиады 2006 года в Турине. Его спровоцировал один из членов Международного олимпийского комитета Джанфранко Каспера. Незадолго до начала соревнований он заявил, что в горных районах не хватает четырех тысяч гостиничных мест, не развита транспортная сеть. «Если все эти проблемы удастся решить, это будет чудом», — передавали его слова информационные агентства. Итальянские газеты развили тему, назвав работу туринского оргкомитета по обеспечению финансирования Олимпийских игр провальной из-за недобора спонсорских денег, а также обнаружили огромные дыры в олимпийском бюджете.
Символично, что в начале года представительная российская делегация олимпийских функционеров начала изучение опыта проведения Игр именно с Турина. Почти наверняка подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи будет проходить в такой же нервозной атмосфере. Уже сегодня высокопоставленные чиновники аккуратно намекают на нехватку бюджетных средств. Буквально на днях председатель Счетной палаты Сергей Степашин предположил, что Олимпийские игры могут обойтись вдвое дороже, чем запланировано, то есть приблизительно в 600 млрд рублей. Землевладельцы распускают слухи о мизерных компенсациях за изымаемые под строительство олимпийских объектов участки. Экологи трубят тревогу по поводу сохранности сочинской флоры и фауны. Строители предрекают острейший дефицит стройматериалов. Поставщики размышляют о катастрофической неразвитости логистической инфраструктуры (причем не только в Сочи, но и на всем российском Юге). И это только начало.
В приватных беседах многие чиновники и предприниматели сетуют, что вокруг идеи проведения зимних Олимпийских игр в Сочи не было содержательной общественной дискуссии, заявка на участие готовилась второпях, без учета реального олимпийского потенциала местности. Поэтому, мол, и проблемы нарастают как снежный ком, везде царит неразбериха. Основной вопрос, который сегодня стоит на повестке дня, — какой ценой нам достанется эта Олимпиада. И речь идет не только о финансовых затратах, но и о том, какой город на месте Сочи мы получим после Олимпиады. С одной стороны, есть опасения, что строительство олимпийских объектов будет вестись в ураганном темпе и окончательно погубит и без того изуродованный хаотичной застройкой курорт. С другой стороны, остается надежда, что в обозримом будущем с неразберихой будет покончено, а масштабные олимпийские проекты приобретут внятные очертания и в конечном счете сыграют позитивную роль для Сочи, придав динамике развития города системность и осмысленность. Сочи — уникальный для России город, нет нужды лишний раз говорить о его природно-климатических преимуществах. Однако сделать из него жемчужину до сих пор не получилось. Существующий хаотичный, зачастую варварский подход к развитию городской территории убивает последнюю надежду на превращение Сочи в цивилизованную курортную зону. Возможно, Олимпиада отчасти изменит эту ситуацию и пойдет на пользу городу, если часть олимпийских объектов в дальнейшем будет успешно трансформирована в рекреационно-туристические, а построенные дороги станут началом развития транспортно-логистической сети всего побережья. Но для этого олимпийская стройка должна стать частью большого проекта создания нового Сочи.