Спасение ферзя

Милана Челпанова
31 марта 2008, 00:00

Старейший ликеро-водочный завод Санкт-Петербурга «Ливиз» объявил себя банкротом. Таким способом холдинг, которому принадлежит предприятие, пытается спасти наиболее ценную часть своих активов от поглощения

Руководство ЗАО «Ливиз», которому принадлежит старейшее ликеро-водочное предприятие города, существующее с 1897 года, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга с просьбой признать предприятие банкротом. Это произошло 19 февраля, а 6 марта суд ввел в компании наблюдение и назначил временного управляющего, который к середине года должен представить отчет о положении дел на предприятии и сумме его задолженности. По некоторым данным, речь может идти примерно о 400 млн рублей. В числе кредиторов «Ливиза» — ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад», Балтинвестбанк, Cеверо-западное отделение Сбербанка, филиал банка «Траст» и УФНС России по Петербургу.

Сорвался в пике

ЗАО «Ливиз» входит в группу компаний, принадлежащую Александру Сабадашу. Помимо петербургского предприятия к холдингу относятся торговый дом «Ливиз» и две производственные площадки под Петербургом — ООО «Ликеро-водочный завод “Ливиз”» (построен около десяти лет назад во Всеволожске) и ООО «Ливиз» (недавно запущено в Красном Cеле).

Петербургское предприятие работало практически во всех ценовых сегментах и выпускало такие известные марки водки, как «Гжель», «Дипломат», «Синопская», «Санкт-Петербург» и «Александр Сабадаш». «Это один из лучших российских заводов. На “Ливизе” компания Diageo разливала водку Smirnoff более десяти лет. Около восьми лет разливался здесь “Русский стандарт”, пока владелец бренда не открыл собственное производство в 2006 году», — говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Холдинг «Ливиз» долгое время оставался крупнейшим игроком петербургского рынка — его доля в начале 2000-х составляла около 50%. Компания входила в десятку крупнейших российских производителей и выпускала более трех миллионов дал алкогольных напитков. Положение дел ухудшилось стремительно. По данным Росстата, уже в 2007 году «Ливиз» произвел 1,87 млн дал ликеро-водочной продукции, что составляет 39,5% от уровня 2006 года, а доля на рынке упала до 30%.

Среди факторов, отрицательно сказавшихся на самочувствии компании, аналитики упоминают и уход заказчиков, разливавших на «Ливизе» лицензионную продукцию, и недавние потрясения на рынке, вызванные попытками государства перестроить систему контроля над оборотом алкогольной продукции в стране. Но в качестве главной причины падения «Ливиза» все же называют уголовное дело, возбужденное против руководства компании.

Игра в поддавки

Напасти, с которыми столкнулся «Ливиз», совпали с отставкой владельца холдинга Александра Сабадаша с поста сенатора в Совете Федерации от Ненецкого автономного округа. Сабадашу указали на несовместимость его «предпринимательской деятельности со статусом члена Совета Федерации», и он был вынужден сдать мандат.

Компания же столкнулась с уголовным делом по факту неуплаты налогов на сумму 124 млн рублей, которое возбудило Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД Петербурга и Ленинградской области. Впоследствии дело было приостановлено с формулировкой «за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Но весной 2006 года Генпрокуратура возобновила следствие. На заводе прошли масштабные обыски, были задержаны генеральный директор ЗАО «Ливиз» Юрий Никулин и главный бухгалтер Ирина Валдай. Никулина ввиду преклонного возраста освободили под подписку о невыезде, а Ирина Валдай до сих пор находится под стражей. Весной 2007 года в Куйбышевском суде города начались слушания, которые завершились возвращением дела на доработку в прокуратуру. Осенью слушания возобновились, но уже в Смольнинском суде.

Подсудимые, Валдай и Никулина, своей вины не признают. Как заявил теперь уже экс-глава «Ливиза», налоговые проверки, проводившиеся на предприятии до 2006 года, не обнаружили в сделках завода ничего противозаконного.

По большому счету, экономических предпосылок для падения «Ливиза» нет — водочный рынок стабильно растет, продукция холдинга пользуется спросом. «Анализируя рыночное положение компании, трудно сделать вывод, что банкротство связано с рыночными причинами. Скорее, здесь сыграли роль какие-то иные факторы», — говорит эксперт компании «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк.

Версий происходящего несколько, но достаточных фактов, позволяющих остановиться на какой-то из них, нет. «Дело “Ливиза”», по одной из версий, заказано другим мощным винно-водочным холдингом Северо-Запада — «Ладогой». На петербургский рынок компания вышла в 1998 году и сразу заняла около 20%. Это якобы сильно не понравилось г-ну Сабадашу, считавшемуся тогда человеком Владимира Яковлева, в то время бывшего губернатором Санкт-Петербурга. Сабадаш поспособствовал аресту в 1999 году генерального директора «Ладоги» Вениамина Грабара, который провел в тюрьме около года. Нынешние беды «Ливиза» — это якобы месть Сабадашу.

С другой стороны, аналитики указывают на территорию на Синопской набережной (около 5 тыс. кв. м), которую предприятие арендует у города. Это центр Петербурга. Известно даже, что некоторые девелоперские компании входили во властные структуры с идеей построить на этом месте бизнес-центр.

В любом случае то обстоятельство, что компания банкротит своих «дочек» — в августе 2007 года ООО «Ликеро-водочный завод “Ливиз”» во Всеволожске, сейчас ЗАО «Ливиз» на Синопской набережной, — может указывать на то, что холдинг столкнулся с сильными противниками и пытается спасти хотя бы актив в Красном Селе. Как считают знатоки рынка, уже банкротства всеволожской компании было достаточно, чтобы выправить экономику холдинга.

Достигнет ли избранная тактика сдачи фигур ради спасения «ферзя» поставленной цели, непонятно, потому что нет полной ясности насчет того, кто стоит за невзгодами «Ливиза» и какую цель преследует. Кстати, «Ливиз» предоставил противнику возможность продолжить наступление, передав мощности с Синопской набережной в Красное Село, где, как сказал экс-глава ЗАО «Ливиз» Юрий Никулин, будет производиться весь ассортимент и объем продукции предприятия-банкрота. Андрей Пеховский, старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», считает, что банкротства «дочек» «Ливиза» можно оспорить как преднамеренные и добиться через суд возвращения имущества, переданного красносельскому предприятию. В этом случае «Ливиз» не сможет подняться и будет поглощен. «Завод как бренд, конечно же, не погибнет, — говорит Вадим Дробиз. — Тот, кому достанется бренд “Ливиз” и его торговые марки, едва ли станет их уничтожать».

Санкт-Петербург