Бизнес - не прыщ

Русский бизнес
Москва, 06.04.2008
«Эксперт» №14 (603)
Андрей Коркунов не знает, зачем он продал свою кондитерскую фабрику. Зато знает, что нужно сделать, чтобы отечественный бизнес совершил очередной прорыв

В прошлом году предприниматель Андрей Коркунов продал американской корпорации Wrigley большую часть своего знаменитого кондитерского бизнеса. И до сих пор светится от счастья, рассказывая об этой сделке. Теперь, поясняет бизнесмен, у него развязаны руки.

Желание развязаться с собственным бизнесом — тренд последних лет, который наблюдается среди видных российских игроков сектора FMCG (fast moving consumer goods). И если до Коркунова продажи национальных брендов западному капиталу носили единичный характер («Нижфарм», «Мултон», «Тиньков» — в 2005-м), то после него будто все посыпалось: в 2007 году английскому инвестфонду достались «Нидан Соки», компании Coca-Cola — марка Botaniq от «Аквавижн», Nestle — Рузская кондитерская фабрика. Сезон 2008 года открылся покупкой в феврале американской Kellog крупнейшего в России производителя крекеров United Bakers и мартовской сделкой между Pepsi-Cola и ОАО «Лебедянский».

Наблюдатели, болеющие за отечественную экономику, не рады этому процессу: российский капитал еще не набрал силу, а уже теряет компании с серьезным, может быть, даже глобальным потенциалом. Говорят, правда, что это обычная мировая практика: большинство предприятий, доведенных их создателями до уровня среднего бизнеса, либо подхватываются крупными корпорациями, либо чахнут, и лишь единицам удается самим поднять их не только до транснациональных, но и до национальных масштабов. В итоге непонятно, с чем мы имеем дело — с объективной закономерностью или очередным вывертом российского рынка.

Выверт, видимо, есть. Связан он с пресловутой усталостью предпринимателей, которая носит никак не общемировой характер, — в России она, как свидетельствуют специалисты, запредельная. При прочих равных отечественные бизнесмены работают в условиях, близких к экстремальным, когда, по выражению одного консультанта, «их бьют из-за каждого угла — начиная с персонала и заканчивая СЭС и пожарными», когда рыночная инфраструктура почти отсутствует.

Андрей Коркунов променял это предпринимательское счастье на непыльную жизнь члена совета директоров Wrigley, загорает теперь вместе с другими директорами где-то на райских островах.

— Вы говорите, что у вас развязаны руки. Для чего?

— Понимаете, когда управляешь своей компанией и занимаешься всем: и деньги ищешь, и продукт создаешь конкурентоспособный, какие-то ноу-хау придумываешь, — масса времени уходит на лишнюю суету. Все это отвлекает от основной цели. Ты не имеешь возможности заниматься исключительно стратегией, импровизацией. Исчезает кураж. А сегодня, оставив за собой определенный пакет акций, я в рамках своей компании совершенно спокойно занимаюсь стратегическим планированием, как это было оговорено при совершении сделки. И не занимаюсь, например, финансовым контролем. В большой корпорации, каковой является Wrigley, для этого есть специальные люди. Кроме того, я не потомственный кондитер и не скажу, что мне неинтересны другие сферы бизнеса, которыми я могу позволить себе заняться, продав часть компании. У меня было жел

Новости партнеров

«Эксперт»
№14 (603) 7 апреля 2008
Россия - НАТО
Содержание:
Трехсторонний компромисс

Небольшая уступка России по вопросу членства Украины и Грузии в НАТО свидетельствует о серьезном изменении баланса сил и интересов внутри западного сообщества. Но она отнюдь не гарантирует нам комфортных отношений с НАТО, США и ЕС в будущем

Обзор почты
Реклама