Последующее разоблачение

В этой книге бывшего консультанта по бизнесу «нашлось место для… цинизма. Собственно, только для него место и нашлось». Признание это делается автором в конце книги. А затем Мартин Кин вскользь кидает: «Бизнес жесток. Бизнес поэтичен». Такое впечатление, что он стремится предостеречь читателя: здесь написана только правда, но в этой правде не вся истина.

На самом деле «Обитель лжи» — книга в жанре рассказа об изнанке всего сущего — написана блестяще. Автора отличает острый взгляд на все абсурдные и нелепые проявления этой самой изнанки на видимой стороне явлений.

Клиенты нанимают бизнес-консультантов из самых престижных консалтинговых компаний не для того, чтобы решить проблемы. А для того, чтобы показать всему миру: у нас все хорошо, раз мы можем позволить себе миллионные траты. Сами бизнес-консультанты тратят миллионы заказчика на повышение собственного статуса: летают только бизнес-классом, берут напрокат самые дорогие автомобили, останавливаются в роскошных отелях. Но самые первые инструкции, которые получает свежеиспеченный консультант в компании, таковы: не обсуждать условия командировочного проживания, меню совместного ужина, достоинства лимузинов в лифтах, на парковках, в столовой компании клиента.

Все это подается с массой «вкусных» подробностей, что говорит о литературном даре автора: «Команда разбрелась по офису клиента в поисках дополнительных телефонных линий для жизненно необходимого доступа в интернет. Почему без этого нельзя обойтись, никто точно не знает. Его, наверное, можно сравнить со всегда работающим телевизором в квартире одинокого человека — он должен создавать эффект человеческого присутствия».

Но все же стоит все время помнить о вырвавшейся у автора фразе: «Бизнес поэтичен». Ею он дает понять: ограничиваясь циничным взглядом на явление, мы не видим его объемно.