Газовые мосты Вселенной

Наука и технологии
Москва, 12.05.2008
«Эксперт» №19 (608)

Согласно нынешним оценкам ученых, на обычную (барионную) материю приходится лишь около 5% космического вещества, тогда как остальные 95% относят либо к темной материи (23%), либо к темной энергии (72%). Физическая природа «темных» составляющих, до сих пор остается неясной, да и, казалось бы, на более простой вопрос — что именно входит в состав барионной составляющей вещества — наука пока не смогла найти ответа. Общая масса всех звезд, галактик и межзвездного газа, по современным прикидкам, составляет лишь около половины от теоретических расчетных данных, то есть порядка 50% совокупной массы барионной материи во Вселенной проходит под грифом космической «неучтенки».

В конце ХХ столетия ученые сделали предположение, что эта пресловутая барионная «неучтенка» может быть найдена в скоплениях разреженного (низкоплотного) газа, заполняющего обширные пустоты между галактиками. В модели Вселенной — «космической паутины» галактические кластеры (звездные скопления) — это аналоги крупнейших узлов паутины, тогда как не улавливаемые современной наблюдательной аппаратурой газовые скопления выступают в роли многочисленных волокон, соединяющих такие узлы.

Для поиска этих невидимых «волокон» в 1999 году с космодрома Куру (Папуа — Новая Гвинея) была запущена космическая обсерватория Европейского космического агентства (ESA) XMM-Newton, оснащенная тремя мощными рентгеновскими телескопами. Благодаря высокой чувствительности этих телескопов обсерватория наконец смогла обнаружить в нашей Вселенной первые следы горячего разреженного газа.

В пресс-релизе ESA, выпущенном в начале мая 2008 года, сообщается об обнадеживающих результатах наблюдений обсерватории XMM-Newton за двумя галактическими кластерами — Abell 222 и Abell 223, расположенными на расстоянии 230 млн световых лет от Земли. По словам руководителя научной программы XMM-Newton Норберта Вернера (Институт космических исследований Нидерландов), телескопы обсерватории обнаружили «газовый мост», соединяющий эти два кластера, который, по-видимому, является самым горячим и плотным фрагментом диффундирующей газовой составляющей «космической паутины». Как отмечает Вернер, «это открытие должно стать началом дальнейших исследований, направленных на выявление особенностей распределения барионной материи в космосе. Теперь нам необходимо серьезно подумать над разработкой следующего поколения обсерваторий, специально предназначенных для поиска аналогичных газовых волокон в других космических регионах».