Игра по-крупному

Объем взносов, собранных страховщиками по банковскому каналу продаж в 2007 году, достиг 70 млрд рублей, а по итогам текущего года превысит 100 млрд. Однако это не должно вызвать «головокружения от успехов»: банковский канал — один из важнейших путей освоения розницы, но обратная сторона экспансии — резкий рост убыточности

Совокупные взносы по банкострахованию (под которым мы понимаем все премии, собранные от банков и их клиентов) в 2007 году, по нашим оценкам, увеличились более чем на 75% и составили порядка 70 млрд рублей (в 2006 году — 40 млрд рублей). Основным драйвером роста стало розничное банковское кредитование: 77,6% собранных премий (см. рисунок 1). Если в 2006 году доля розничного банкострахования была 9,3% в общем объеме взносов, полученных по добровольному страхованию и ОСАГО, то в 2007 году она выросла до 15%. Банки превратились в один из важнейших каналов продаж для страховщиков — второй после агентов.

Корпоративный сегмент банкострахования (страхование рисков юридических лиц — заемщиков банков) занимает в общем объеме собранных премий всего лишь 17,1%. Это закономерно: для освоения спроса крупных корпоративных клиентов на страхование используются иные механизмы. Основная масса застрахованных объектов — это, конечно, залоги. Банковское кредитование малого и среднего бизнеса лишь начинает развиваться, и банки по этому сегменту пока поставляют страховщикам гораздо меньше клиентов, чем по рознице. Существенный вклад в рост банкострахования в перспективе должен внести банковский лизинг. Этот рынок растет фантастическими темпами (ежегодно как минимум удваиваясь), следовательно, так же быстро будет увеличиваться и потребность в страховании имущества лизинговых сделок.

Более 63% от премий по страхованию собственно рисков банков — ДМС сотрудников, еще 14% — страхование автопарков. Страхование BBB и D&О пока откровенная экзотика: по нашим оценкам, на комплексное страхование банковских рисков (ВВВ) в 2007 году приходилось всего 186 млн рублей, или 0,2% взносов по банкострахованию.

В 2008 году структура премий по банкострахованию, видимо, в целом не изменится, а темпы прироста рынка немного снизятся (до 50–55%). Основным локомотивом роста по-прежнему останется банковское розничное кредитование (прежде всего автокредиты и ипотека). Сдерживающими факторами выступят общее замедление темпов роста кредитной розницы (в значительной степени из-за сжатия ликвидности), увеличение убыточности и риски неосторожного вмешательства регуляторов (прежде всего ФАС и Роспотребнадзора) в вопросы сотрудничества банков и страховщиков.

Группы интересов

Крупные страховщики, имеющие развитую филиальную сеть или же входящие в состав финансовых групп, в целом используют банкострахование более эффективно. Топ-5 в рэнкинге по объему премий, собранных по страхованию рисков банков и их клиентов, занимают крупные страховые компании: «Росгосстрах», ВСК, «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и РОСНО (см. таблицу 1). По данным исследования «Эксперт РА», средняя доля взносов по банкострахованию в страховом портфеле лидеров — 21,9% (без учета ОМС).

Мы построили «матрицу банкострахования», на которой распределили страховщиков в координатах «доля банкострахования в портфеле — доля розничного страхования в банкостраховании». В этой системе координат мы выделяем четыре группы участников (см. рисунок

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (608) 12 мая 2008
    Новый президент, новый премьер
    Содержание:
    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама