Философия плохого коньяка

Культура
Москва, 19.05.2008
«Эксперт» №20 (609)

На минувшей неделе с аншлагом прошла премьера спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках».

Коллективный автор этого комедийно-исповедального действа — нашумевший своими «Днями» («…радио» и «…выборов») театр «Квартет И». Собственно, этого обстоятельства было бы вполне достаточно, чтобы билеты на новый спектакль раскупили задолго: у «Квартета» — особенно после киноверсий двух главных хитов — стойкий и обширный контингент достаточно интеллигентных фанатов, которых не отпугивают даже пугающие (по многу тысяч рублей) цены на билеты. Но «Разговоры мужчин» настолько точно попадают в нашего сорокалетнего соотечественника, что становится ясно — именно они, сорокалетние, станут новым локомотивом театра «Квартет И».

Впрочем, тот, кто ждет от «Разговоров» того же, что было в «Дне радио» или «Дне выборов» (что в театральном варианте, что в киношном), может с этими ожиданиями распрощаться сразу. Хотя именно эти две постановки сделали «Квартет И» популярным, а потом и очень популярным, — отказ от формата музыкального шоу в «Разговорах» явно стал шагом осознанным и демонстративным. Еще в 2005-м вместо того, чтобы плодить новые, гарантированно успешные «Дни», театр предложил зрителю вдумчиво-печальную черную комедию «Быстрее, чем кролики». Успех ее был на порядок скромнее, чем предыдущих спектаклей. Но отказ от участия такой мошной движущей пружины, как группа «Несчастный случай» и ее лидер Алексей Кортнев, переход от шоу именно к спектаклю был решением, принятым именно тогда.

В «Разговорах мужчин» «квартетчики» учли прошлые ошибки и, похоже, нащупали некий новый баланс умного и смешного, нашли новый для себя способ общения с аудиторией. И даже без Кортнева и его песен добились успеха. Спектакль прост по структуре — камерное, практически прямое общение и обращение к залу. В спектакле нет ни аллегорий, ни типичных театральных метафор, ни многослойных смысловых конструкций, ни философствования глубокого погружения. На сцене — четверо мужчин от тридцати семи до сорока одного, которые делятся друг с другом и с нами жизненными наблюдениями. Очень напоминает спектакли-монологи Евгения Гришковца, но тут не монолог (что для Гришковца принципиально), тут другой тип юмора, иная интонация — и иное отношение к жизни, стоящее за тем, что происходит на сцене.

«Почему ни в одном другом месте мы не станем пить средненький армянский коньяк из пластиковых стаканчиков, как только в театральном буфете? Почему так хорошо совмещаются плохой коньяк и высокое искусство?» — спрашивают со сцены публику, только что толпившуюся в очереди, чтобы соблюсти традицию театрального остограмливания. Точное попадание в аудиторию вызывает смех. И дальше — тоже точные наблюдения, неожиданные повороты избитых и банальных тем, блестящие обыгрывания и абсурдизация стандартных жизненных ситуаций. А точнее — извлечение из этих ситуаций уже содержащегося в них неотвратимого абсурда. Любовь, измена, мужские и женские подлости, современный театр, кино, искусство — все

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (609) 19 мая 2008
    Новая власть
    Содержание:
    Собственность, нефть и хлеб

    Кадровые перестановки в Кремле, правительстве и силовых структурах свидетельствуют: российская элита пытается зафиксировать сложившуюся в стране структуру собственности и не допустить нового передела. Стоит также рассчитывать на существенное обновление налоговой системы

    На улице Правды
    Реклама