Картина для ремонта

Культура
Москва, 19.05.2008
«Эксперт» №20 (609)
XII художественная ярмарка «Арт Москва» показала, что покупателям актуального искусства нужны новые картины для украшения стен

Одна из первоочередных задач всякой ярмарки, включая ярмарки современного искусства, — увеличение числа участников. И «Арт Москва» все годы, прошедшие со времен дефолта, имела основания этим хвастаться. На этот раз участников было меньше, чем в прошлом году, но при этом все выглядело как-то слишком респектабельно для выставки актуального искусства. Точнее, для того образа современного искусства, к которому мы привыкли. И дело не только в просторных стендах, где и публике не тесно, и искусству свободно; не только в разреженности экспозиционного пространства. Первое, что бросалось в глаза, а точнее, в уши, — это непривычный звуковой фон: гул голосов, немного фоновой музыки вместо привычного коктейля из ора, несущегося из телевизоров и «темных комнат», в которых показывают видео, а также скрежета и бульканья, издаваемого кинетическими объектами. Вместо громоздких инсталляций и время от времени вспыхивающих в разных углах перформансов — картины, фотомонтажи, аккуратные арт-объекты: что-то вроде домашней скульптуры. Так и кажется, что главными посетителями здесь должны быть декораторы интерьеров, гуляющие под ручку со своими клиентами: «А вот это розовенькое пригодится нам для спальни». Брутальные (до некоторой степени) объекты вроде поющего деревянного сортира Юрия Шабельникова или висящего на стене покореженного старого велосипеда Дмитрия Гутова придавали респектабельным соседям пикантность — как потрепанные и аляповатые вещи с блошиного рынка, бывает, придают пикантность стерильному минималистскому интерьеру.

На самом деле это все те же самые галереи — галерея Гельмана, XL, «Айдан-галерея», «Риджина», Knoll — и те же самые художники, которых они выставляли всегда. Только без радикального угара. Стенд «Риджины», украшенный знаменитыми «Окнами» Ивана Чуйкова, ясно показывает, что концептуализм в подобном контексте смотрится совершенно иначе. На первый план выходят его декоративные достоинства, то есть, попросту говоря, способность украсить гостиную, тогда как раньше он был идеей в чистом виде, а вовсе не предметом из дерева, холста или бумаги, краски или туши. Слово «красиво», которое раньше по отношению к нему казалось неуместным, теперь ему вполне идет.

«Точь-в-точь как на Западе» и «Вот что делает с ярмаркой рынок» — два главных резюме, которые были у всех на устах в дни работы «Арт Москвы». Первое буквально означает следующее: «Чинно, респектабельно, в меру радикально, очень дорого». Второе — «Спрос рулит предложением, а не предложение эпатирует спрос». Что касается спроса, то им, совершенно очевидно, пользуется искусство «интерьерного» формата. Его и продают. Кто, помня о сильных эмоциях и творческой лихорадке прошлых ярмарок, скажет: нет, мол, былого драйва, — пусть знает: это и есть тот самый цивилизованный арт-рынок нашей мечты.

«Упасть им никто не позволит»

О современном арт-рынке ме беседуем с Ольгой Лопуховой — куратором, арт-директором культурного центра «АртСтрелка».

— Еще каких-то пять лет назад на круглых столах, посвященных «Арт Моск

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (609) 19 мая 2008
    Новая власть
    Содержание:
    Собственность, нефть и хлеб

    Кадровые перестановки в Кремле, правительстве и силовых структурах свидетельствуют: российская элита пытается зафиксировать сложившуюся в стране структуру собственности и не допустить нового передела. Стоит также рассчитывать на существенное обновление налоговой системы

    На улице Правды
    Реклама