Альтернативные ворота Ильи Кабакова

22 сентября 2008, 00:00

В Москве открылась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Ей отданы целых три выставочных площадки. Повод — семидесятипятилетие Ильи Кабакова, главного художника российского концептуализма

В ГМИИ им. А. С. Пушкина демонстрируется новый проект «Ворота», в центре современной культуры «Гараж» — копия инсталляции «Красный вагон» и выставка «Альтернативная история искусств», на «Винзаводе» — «Жизнь мух», «Туалет» и «Игра в теннис».

Статус главного (то есть самого известного и успешного на Западе) отечественного концептуалиста постепенно превратил Илью Кабакова в завершенный персонаж, от которого известно чего ждать — метафизики советского коммунального быта, чего-то вроде «Мария Ивановна, возьмите свой ершик» или «Василий Игнатьич, отдайте половник», написанных печатными буквами на табличках с мухами. Это принесло ему всемирную славу, этим языком стало «вещать на Запад» российское «другое искусство», это про него знают даже те, кто ни мух, ни табличек в глаза не видел.

В нынешней ретроспективе ничего такого на раз-два узнаваемого нет. «Ворота» — вообще новый проект, созданный в изобретенном Кабаковым же жанре «тотальной инсталляции». В отличие от инсталляции обычной тотальная означает, что задействованы не только предметы, но и пространства. В «Воротах» есть самые настоящие ворота, через которые надо пройти, прежде чем подступиться к картинам. В музейном пространстве они выделяют особое «подпространство», как кавычки выделяют цитату в тесте. Кабаков как будто что-то постоянно цитирует, не только препирательства на коммунальной кухне, но и вымышленных представителей иной реальности. Например, придуманных им самим художников — «ученика Малевича» Шарля Розенталя или некого Игоря Спивака — героя украинской художественной сцены 90-х. Это из «Альтернативной истории искусств», фантазии на тему того, что бы было, если бы русское искусство не последовало в заоблачные концептуальные выси за Малевичем и Кандинским и вошло в другие ворота. Там бы искусство встретилось с «простым обывателем» и занялось бы понятными для него образами и сюжетами. Вот и получился бы «народный авангард».

Одно непонятно: откуда взялся бы концептуализм?