Капитан на чужом судне

Русский бизнес
Москва, 29.09.2008
«Эксперт» №38 (627)

После продажи Евгений Чичваркин дал массу интервью, которые сводились к четырем словам: «да», «нет», «не знаю». Поэтому задание редакции выяснить у него что-то конкретное и серьезное вызвало у автора этих строк мало энтузиазма. Но приказ есть приказ, и пришлось идти в офис «Евросети». Спецназа на Бумажном проезде не было. Евгений вошел в переговорную в белых штанах с принтами, через плечо болталась сумка в виде яркого солнышка, в глазах мерцала легкая грустинка. В руках был мобильный телефон, на который поклонники Чичваркина все время слали эсэмэски в поддержку своего кумира. Вот все, что можно было вытрясти из Евгения в паузах между увлекательным чтением эсэмэсок:

— Вас можно поздравить со сделкой?

— Нет. Мы продали компанию за копейки.

— А за сколько конкретно?

— Напишите: за три копейки. Какая разница, все равно за копейки.

— Зачем же продавать за три копейки? Вас что-то подвигло на это?

— Да. Понимание кризисных явлений, которые сейчас происходят. Опасения в связи со слишком скромной реакцией в первое время со стороны регулятора.

— А со стороны следственного комитета?

— Это никак не влияет.

— Вы чего-то испугались?

— Банкротства.

— То есть это реально?

— Она, эта реальность, для многих компаний еще настанет.

— Как Мамут может спасти «Евросеть» от банкротства?

— Его перефинансируют. У него устойчивый бизнес. Он владеет такими активами, которые наименьшим образом могут пострадать от кризиса, в частности золотодобычей.

— Другие сотовые ритейлеры в таком же положении?

— Да. Виктор Цой пел: «Все говорят, что мы в-месте. Но немногие знают в каком». Я могу сказать в каком.

— Мы можем слово «жопа» напечатать! Не стесняйтесь!

— Вы сами его произнесли.

— Говорят, банки прекратили финансирование «Евросети» еще в августе?

— Не все.

— Неужели все так неустойчиво в сотовой рознице? Неделя без финансирования, и всё?

— На «Титанике» тоже дыра была небольшая.

— Что же будет с сотовой розницей?

— Я думаю, в этом году независимых компаний не останется. Произойдет перераспределение собственности.

— Что ждет покупателя?

Когда компании объединяются, снижается уровень конкуренции, идет олигополизация или монополизация процесса. Укрупнение всегда бывает во время кризиса. Конкуренции меньше, цены выше, обслуживание — не лучше.

— А есть ли другой сценарий развития? Могут ритейлеры сохранить независимость?

— Да, есть. Для этого государство может снизить НДС до 12 процентов с 2009 года. Все пересчитают прогнозы прибыли на следующий год и перенаправят средства на инвестиции. Надо убрать заградительные пошлины на продовольствие, и люди станут меньше тратить денег на еду. Это снизит инфляционное давление. Одновременно ЦБ может раздать дешевые кредиты банкам пропорционально уставному капиталу. Это, конечно, будет разгонять инфляцию. Но вкупе с дешевеющей едой это сохранит статус-кво по этому показателю. Единственное, начинающих фермеров придется принести в жертву.

— Кстати, о консолидации. А возможно ли ваше слияние с «Эльдорадо»? Ведь новый акционер этой компании — чешс

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (627) 29 сентября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Второе дно бесплатно

    Проблемы в российской экономике только начинаются, уверены предприниматели

    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама