Заклинания против коррупции

Политика
Москва, 13.10.2008
«Эксперт» №40 (629)
У внесенного в Госдуму пакета антикоррупционных законопроектов много недостатков. Это естественное следствие келейного порядка его разработки

Четвертого октября Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов Государственной думы пакет антикоррупционных законопроектов. В пакете имеется законопроект «О противодействии коррупции», принятие которого требуют Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, и комплекс поправок в законодательные акты, касающиеся деятельности правительства, правоохранительных ведомств, судей, депутатов, членов избирательных комиссий, аудиторов. По сути, это начало выполнения предвыборных обещаний президента, справедливо считающего коррупцию одной из главных угроз стране.

Проект закона «О противодействии коррупции» — рамочный и компактный документ, задающий самые общие векторы борьбы с коррупцией. Единого рецепта борьбы с коррупцией не существует, все пока сводится к разрозненным предложениям. На этом фоне само появление пакета законов — хорошая новость.

Заслуживающих внимания новшеств немало. Есть пункт о проведении антикоррупционной экспертизы законопроектов. Но обязательность такой экспертизы не указана, как не приведен и ее механизм. Появилась норма, описывающая конфликт интересов: ситуацию, при которой чиновник стоит перед выбором интересов госслужбы и личной заинтересованностью. Зафиксировано, что в случае возникновения подобного конфликта чиновник обязан сообщить о нем своему непосредственному начальнику и ждать его решений. Но никаких санкций по отношению к чиновникам, не сообщившим о конфликте интересов, не предусмотрено. Чиновников под угрозой увольнения обязывают доносить начальству о ставших им известными фактах коррупции. Но остается неясным, кто и в рамках какой процедуры будет доказывать, что чиновник знал о таком факте и не сообщил о нем. Между тем доказать сознательное недонесение довольно трудно.

Чиновникам запрещено в течение двух лет после ухода с госслужбы трудоустраиваться на те предприятия, с которыми они сталкивались в рамках своих служебных обязанностей. Впрочем, ничто не мешает бывшему госслужащему числиться на предприятии, аффилированном с нужной коммерческой структурой, выполняя ее поручения. Бизнесмены вполне могут создать новую фирму под нужного человека. Еще один вариант — платить экс-чиновнику зарплату наличными, не оформляя его на работу официально. Выявить и доказать в суде, что новое место работы взаимосвязано со служебным прошлым, весьма сложно.

Их не проверят

Чиновников обязали ежегодно декларировать свои доходы и имущество, причем не только свои, но также доходы и имущество их супругов и несовершеннолетних детей. Кстати, о взрослых отпрысках госслужащих, которые сплошь и рядом занимают высокие посты в коммерческих структурах, разработчики закона почему-то забыли. Непонятно также, какие именно должности затронет эта норма. Предполагается, что список должностей должно утвердить правительство уже после принятия закона. Сейчас под обязательное декларирование имущества подпадают только высшие должностные лица РФ, то есть министры и приравненные

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (629) 13 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Страна бледных гендиректоров

    Без специальной программы поддержки средних компаний и банков антикризисные меры правительства будут бить мимо цели

    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама