Требуется перезагрузка

Рынок страхования грузоперевозок, обладающий огромным потенциалом роста, стагнирует из-за демпинговых войн, неувязок в законодательстве и атмосферы недоверия между страхователями и страховыми компаниями. Приведение в порядок нормативной базы даст импульс развитию рынка

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2007 года рынок страхования грузоперевозок (страхование грузов и ответственности грузоперевозчиков) вырос с 14,8 млрд до 15 млрд рублей (прирост около 1%). В первом полугодии 2008 года темпы прироста остались на том же уровне, то есть с учетом инфляции фактически произошло уменьшение объема рынка. Между тем у рынка страхования грузоперевозок есть огромный нереализованный потенциал роста. Об этом можно судить, сопоставив долю застрахованных грузов при внешних перевозках (охвачены страхованием на 80–85%) и при перевозках грузов внутри страны, которая, по различным оценкам, колеблется на уровне 20–35% от общего грузооборота. Тарифные войныПочему рынок страхования грузов стагнирует? Как считает директор департамента страхования транспортных и морских рисков компании «АльфаСтрахование» Елена Лукьянова, «в последние годы рынок страхования грузов в России в аспекте собранной страховой премии вообще не растет, несмотря на то что его охват страховщиками и степень проникновения страхования в логистическую культуру достаточно ощутимо увеличиваются. Это объясняется, во-первых, очищением рынка от схем. Во-вторых, большое значение имеет существенное снижение среднего уровня тарифов. В результате жесткой конкуренции счет идет уже на тысячные доли процента. Таким образом, доля застрахованных перевозок в общем объеме возрастает, а страховых премий это приносит меньше».Желание потеснить конкурентов становится главной причиной жесткой ценовой борьбы. Происходит перераспределение страховых премий между страховщиками (в основном внутри двадцатки лидеров) за счет передела завоеванной за предыдущие годы клиентской базы.Почти двукратный рост страховых выплат в целом по рынку страхования грузоперевозок при отсутствии адекватного роста премий в денежном измерении также свидетельствует о том, что борьба за место на рынке ведется в основном за счет демпинга, а не за счет повышения качества сервиса. Страховщики, занятые борьбой за сохранение завоеванных позиций, не могут уделять новым сегментам рынка должного внимания.

Хотя тенденция к снижению тарифов сохраняется, ресурсы для этого практически исчерпаны. «В настоящий момент все основные игроки рынка страхования грузоперевозок сформировали свою тарифную политику таким образом, чтобы тарифы соответствовали мировой практике. Вполне возможно, что новые страховые компании, которые захотят начать работать в этом виде страхования, и будут проводить политику снижения тарифных ставок, но, как показывает практика, рост убыточности все равно вынудит их пересмотреть тарифную политику в сторону повышения ставок страховой премии», — считает заместитель генерального директора Московской страховой компании Рустем Гараев.

«Демпингующие в этом виде страхования компании уже начинают в полной мере осознавать, чем оборачивается для них неадекватная оценка риска. Если к тому же это сопровождается неспособностью выполнить взятые на себя обязательства и неправомерными отказами

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (630) 20 октября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Изменись — или проиграешь

    Главные надежды российского бизнеса в связи с кризисом: число паразитов-чиновников уменьшится, размеры взяток и откатов сократятся, а государство наконец займется поддержкой перспективных предприятий несырьевого сектора. Однако пока складываются прямо противоположные тенденции

    На улице Правды
    Реклама