Антикризисная программа

Культура
Москва, 03.11.2008
«Эксперт» №43 (632)

Про независимую группу «Ляпис Трубецкой» можно было бы снять независимый же фильм с хеппи-эндом, а потом отвезти на Санденс или в Карловы Вары, чтобы получить гарантированный приз. Пока не начались съемки, раскроем сюжет: молодая, но опытная команда из бедной, но достойной сопредельной провинции пускается во все столичные тяжкие, тянет лямку, медленно сходит с ума, затем рвет контракты с цыкающими зубом воротилами, мучительно переживает, основывает целое творческое объединение для таких же бессребреников, а через несколько лет возвращается в хит-парады со щитом и при белом коне.

Жизнь, к счастью, интереснее любого кино. В конце октября белорусская группа привезла в Москву свой альбом Manifest; выступлением в столице коллектив открыл общероссийский тур в поддержку нового альбома. Никаких внешних признаков эксклюзивного события: по головам (как на «Мумий Тролле» в августе) не ходили, билеты в кассе были — но те, кто их купил, увидели нечто, что за деньги не покупается: самую счастливую и выстраданную победу рок-музыки над энтропией шоу-бизнеса.

Если читатель специально не следит за поп-музыкальной жизнью, то имя наших нынешних героев он наверняка слышал, только вот не припомнит где. Подсказываем — ровно десять лет назад, когда рок-отдел еще не отъевшегося на корпоративах российского шоу-бизнеса состоял из четырех наименований («Сплин», «Мумий Тролль», «Маша и Медведи» и группа «Мечтать»), именно «Ляписы», шутники и скоморохи, встали у самых истоков нашего коммерческого поп-рока. У себя на родине они к 1998 году уже восемь лет как обладали культовым статусом, однако в преддефолтной, чванливой Москве минская слава обменивалась по тому же курсу, что и белорусские рубли. «ЛП» с ходу попали в хитропридуманный контракт, благодаря которому их песня «Ты кинула» зазвучала сразу на всех радиоволнах, а группа фактически стала продюсерским проектом крупной музыкальной корпорации. Или, другими словами, фактически утеряла право распоряжаться тем, что и как петь, в обмен на широчайшую рекламу того, что получалось сотворить в таких нечеловеческих условиях. За рулем концертно-студийной машины сидели отнюдь не дураки — шуточное и юмористическое в их песнях всячески пропагандировалось и подсвечивалось продюсерами. Строго говоря, из них делали шоу-группу вроде «Экс-ББ», новых русских бабок, будущих пациентов Регины Дубовицкой. В одной линейке с ними, например, выходил диск «Все ребята — перцы» группы «Леприконсы». Не напрягайте память — большая слава этого коллектива закончилась примерно в те же годы, едва начавшись. Лучше скажите ей спасибо, что она не сохранила музыку с этого диска в вашем мозгу.

В случае с «Ляписом Трубецким» на их нынешнем концерте я впервые познакомился с явлением, называемым братьями Стругацкими «контрамоцией» — обратным движением во времени. В последний раз до презентации «Манифеста» я видел лидера коллектива Сергея Михалока близко один раз: восемь лет назад корреспондент независимого интернет-издания отправился интервьюировать рокера по случа

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (632) 3 ноября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Удар силой в полтора триллиона долларов

    Наши собственные ошибки форсировали экспансию мирового кризиса в Россию. Теперь важно не совершить ошибок в новой глобальной схватке

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама