Широко закрытые глаза

Алекс Боков
10 ноября 2008, 00:00

У гражданина США Джорджа Янга все хорошо. Его дом комфортен. Его жена стройна и верна, разве чуточку увлекается спиртным. Его дети развиты и милы. Его кот пушист и дружелюбен. Его жалованье высоко. Пожалуй, только климат краев, где приходится жить и работать, жарковат — но, с другой стороны, многие только позавидовали бы тропическому солнцу и теплому океану, омывающим этот небольшой островок. Джорджа не слишком смущает даже тот факт, что расположенный на островке объект Омега — секретная тюрьма американской разведки, и именно там он, Джордж, работает дознавателем-контрактником — специалистом по допросу, психологической ломке и (немножко, времена у нас гуманные) палачеству.

«Наемник» Чарльза Холдефера представляется при знакомстве интеллектуальным триллером, но триллерного — остросюжетного — тут негусто, детективного — с загадками и расследованиями — нет вовсе. На деле это психологический роман, история одной ломки. Джордж Янг отнюдь не садист, он погружает своих безымянных, только по номерам именуемых узников в бассейн с соленой водой или долбит их вопросами, смысл которых неведом ему самому, без удовольствия. Однако только смерть очередного анонима № 4141, так и не успевшего объяснить, «что он знает про Зиззу», заставляет Янга заподозрить, что, возможно, его опытные коллеги — просто психопаты и карьеристы, его «клиенты» — не факт что звезды международного террора, а сам он — не достойный гражданин, выполняющий неприятную, но нужную работу на невидимом фронте, а жалкий винтик всеядной и бесчеловечной карательной машины.

В сущности Холдефера интересует та самая «банальность зла», о которой писала Ханна Арендт применительно к Эйхману. Да, масштаб злодеяний совсем не тот — но с тем большей легкостью нормальный, адекватный, современный парняга закрывает глаза на то, что и зачем творит на самом деле; тем сложнее ему осознать неправильность происходящего, лживость оправданий; тем труднее решиться на пускай маленький, но бунт.