Будни пирата

Политика
Москва, 17.11.2008
«Эксперт» №45 (634)

Пираты класса «река-море»

Пиратство вновь стало превращаться в проблему для мирового судоходства в 70-е годы ХХ века, когда начались нападения на торговые суда в водах Юго-Восточной Азии. Первыми жертвами были «люди в лодках», беженцы из Южного Вьетнама, старавшиеся перебраться на Запад после поражения местного проамериканского режима в войне с коммунистическим Севером. Бурный рост экономик азиатских «государств-тигров» многократно увеличил морские торговые потоки в регионе и, как следствие, добычу для пиратов.

В начале 80-х советский кинематограф оперативно отреагировал на новую тенденцию фильмом — чемпионом проката «Пираты ХХ века». Отреагировала и международная морская общественность. В 1981 году при лондонской Международной торговой палате было основано Международное морское бюро, главной задачей которого стала борьба с преступлениями в море. При бюро действует антипиратский центр со штаб-квартирой в Куала-Лумпуре (Малайзия), который отслеживает информацию о пиратах и их нападениях на суда, содействует расследованию этих преступлений.

Долгие годы наиболее опасным с точки зрения разбоя районом Мирового океана считался Малаккский пролив между индонезийским островом Суматра и Малаккским полуостровом, на котором расположены Малайзия и Сингапур. Наряду с Суэцким и Панамским каналами это одна из самых важных и оживленных морских артерий. Через Малаккский пролив ежегодно проходит около 50 тыс. судов, перевозящих почти четверть всех мировых грузов, в том числе промышленные товары, произведенные в КНР для европейского рынка, и ближневосточную нефть, импортируемую Японией, Китаем и Южной Кореей.

По мере превращения КНР в мировую торговую сверхдержаву росла активность пиратов в Восточно-Китайском море. Другими рискованными районами считаются порты Бразилии (Сантос, Рио-де-Жанейро) и Венесуэлы, Карибское море, побережье Западной Африки (нигерийский порт Лагос, Гвинейский залив), порты Бангладеш. Прибрежные районы Нигерии, наряду с Сомали, сейчас считаются одной из быстрорастущих зон пиратства. Боевики Движения за освобождение реки Нигер часто похищают ради выкупа сотрудников иностранных нефтяных компаний, нападают на нефтепромыслы. Похожие группировки действуют в соседнем Камеруне, где недавно были захвачены члены экипажа французского буксира. Боевики из дельты Нигера заявляют, что защищают интересы местных племен, обделенных при дележе нефтяных доходов. Но поскольку требования боевиков носят вполне меркантильный характер, их надо считать скорее пиратами класса «река-море», чем «борцами за свободу».

Чудовища из Индонезии

В большинстве регионов мира, кроме Сомали и Нигерии, пиратские нападения чаще всего сводятся к банальному грабежу. Бандиты незаметно, преимущественно ночью, подплывают к судну, карабкаются на него, связывают вахтенного моряка и рыщут, чем бы поживиться. Иногда пираты наглеют, нападают днем и, угрожая оружием, забирают все, что могут унести. Их прежде всего интересуют судовой сейф, где обычно хранится крупная сумма денег, а также личные в

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (634) 17 ноября 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Кого спасет «план Путина»

    План оздоровления российской экономики — первый, очень осторожный шаг, который сможет немного смягчить рецессию, в которую входит экономика России

    На улице Правды
    Реклама