Апокалипсис для шоу-бизнеса

Культура
Москва, 15.12.2008
«Эксперт» №49 (638)
Дмитрий Глуховский, прославившийся постапокалиптическим романом «Метро 2033», пытается не только повторить свой успех, но и подтвердить новый для России феномен: бесплатная книга становится абсолютным бестселлером, принося издателю и автору немалый профит

В «Метро 2033» писателя Глуховского герои, негодяи, мутанты, сектанты, бандиты и прочие фигуранты нашего не очень светлого будущего были помещены в антураж самого сильного и прославленного, вероятно, архитектурно-технического сооружения российской столицы — метрополитена. Не то чтобы идея подземного постапокалиптического боевика-квеста была сверхоригинальна — вспомнить хоть фильм «Обитель зла» или бесчисленные компьютерные игры; не то чтобы у автора был культовый статус — его, дебютанта, никто не знал; не то чтобы «Метро 2033» было потрясающей литературой… Однако книга стала главным фантастическим бестселлером-открытием последних лет, и прочли ее очень, очень многие.

После этого Глуховский написал еще один вполне успешный (стотысячные продажи) фантастический роман «Сумерки», а теперь хочет не просто закрепить и повторить блицкриг-эффект «Метро 2033», но сделать это на новом технологическом уровне. Именно технологическом: сиквел романа, «Метро 2034», — это комплексный арт-проект, к которому Глуховский привлек весьма известного музыканта Дельфина (автора, кстати, одного из самых сильных русских альбомов минувшего года — «Юность») и художника Антона Гречко. Они стали дополнением схемы, поднявшей в 2007 году тираж первой книги до 250 тыс. экземпляров.

Сам Глуховский полагает, что был первым решившимся в начале нулевых публиковать свой роман по главам в интернете. Он ошибается: первым из серьезных коммерческих писателей, осознавших всю бескрайность мировой паутины, был Стивен Кинг. Он продавал части своего «Растения» (Plant) по доллару за скачивание и предлагал проехаться «Верхом на пуле» за два с полтиной еще в 2000-м. Известно, впрочем, что оба эти проекта коммерческого успеха не имели.

В том числе поэтому истинное новаторство молодого и еще никому не известного россиянина выглядело безумием, на худой конец глупостью: он публиковал свой роман абсолютно бесплатно. По главам от начала и до конца раздал его «на халяву» городу и миру. Однако после этого «Метро» успешнейшим образом продалось за деньги.

Интересно понять, как и почему это вышло.

Экстремальные фантазии

Книга с деловой точки зрения — товар комплексный, многокомпонентный. Но, как ни крути, одно из важнейших условий ее успешности — созвучие темы интонации настроения аудитории. Примеров тому масса. От Жюля Верна, чьи романы в конце позапрошлого века выражали, воспевали и экстраполировали технологическую революцию, тогда еще вызывавшую взрывы не Первой мировой, но социального оптимизма, до «фандорианы» Бориса Акунина, послужившей на старте нулевых лечебным бальзамом для изъеденной ржой девяностых русской души и ставшей первой успешной попыткой проектирования «нового героя для новой страны».

Глуховский, напротив, пессимистичен и мрачен. Эпоха человечества в его романе закончилась ядерным фейерверком; остатки людского сообщества отчаянно, безнадежно борются за существование в тоннелях и на станциях метро. Автор намеренно и тщательно расправляется с любыми лучиками надежды, способными проникну

Новости партнеров

«Эксперт»
№49 (638) 15 декабря 2008
Инновационный конвент
Содержание:
Не гасите генерацию

Молодежный инновационный конвент показал российскому обществу серию блестящих технологических разработок, часть из которых уже успешно коммерциализована. Новое поколение технократов готово к новым вызовам, и государству следует им помочь

На улице Правды
Реклама