Смерть супергероя

Культура
Москва, 09.03.2009
«Эксперт» №9 (648)
На экраны вышли «Хранители» Зака Снайдера — знаменитый эсхатологический кинокомикс о суперменах-неудачниках

Посреди уютной лондонской Лейстер-сквер, где проходят важнейшие кинопремьеры британской столицы, столпотворение. Многочисленные фанаты с утра занимают места у ограждения, чтобы подписать плакат или сфотографировать… кого, голливудскую звезду? Вроде на броских плакатах нет ни одной знаменитой фамилии, ни одного знакомого лица — сплошные маски. И те странные: Бэтмен, да не тот, Супермен, но с каким-то незаметным вывихом. Из-за чего ажиотаж? Параллельный мир, одним словом.

Простому человеку сразу не понять, отчего англичане или американцы штурмуют стены кинозала, в котором показывают «Хранителей» и почему все западные рецензенты добавляют к заголовку фильма эпитет «долгожданные». Нет, дело не в громком имени молодого, но уже прославленного режиссера Зака Снайдера, чьи «Рассвет мертвецов» и «300 спартанцев» установили в массовом кино новые стандарты аудиовизуального совершенства. Просто новая его картина — экранизация «графического романа», напечатанного в 1986 году и ставшего вехой жанра, первым комиксом для взрослых, деконструирующим привычный миф о супергерое. «Хранители» — единственный комикс, попавший в сотню лучших романов века по версии Time Magazine и удостоенный престижной премии «Хьюго». Мировую премьеру не случайно решили проводить в Лондоне. У британцев к «Хранителям» особый интерес: ведь этот роман в картинках создали два их соотечественника, писатель Алан Мур и художник Дэйв Гиббонс. Если первый, навеки разочарованный кинематографом после неудачных экранизаций его книг — «Лига выдающихся джентльменов», «Из ада», «V как вендетта», — отказался иметь с фильмом что-либо общее и вовсе не стал его смотреть, то второй одобрил картину, назвав ее максимально точной киноверсией своей работы.

Параллельный мир — именно в нем разворачивается действие «Хранителей». Америка, в которой правит вечный Никсон, Уотергейта не было вовсе, а война во Вьетнаме закончилась в рекордные сроки победой США. Неудивительно, ведь на их стороне выступали супергерои, в числе которых был человек-бог Доктор Манхэттен, синий, лысый и абсолютно голый, способный усилием воли уничтожить армию противника или перенестись в другую галактику. Остальные Хранители — не более чем люди, переодетые в цветастые комбинезоны и плащи: доброхоты, решившие творить самосуд над преступниками, а ныне объявленные вне закона. Теперь их убивают по одному — и это лишь начало грядущего Апокалипсиса. СССР захватил Афганистан и готовится нанести ядерный удар по Штатам. Социологи установили на всеобщую потеху Часы Судного дня, на циферблате — без пяти минут Конец Света. И во всем этом прямо и косвенно повинны те, кто взял на себя смелость вершить суд над грешным человечеством: те самые Хранители. «Конечно, поначалу я сделал вид, что готов выполнить функцию тупого исполнителя студийного заказа, — признается Зак Снайдер. — Потом, когда уже вышли “300 спартанцев”, их колоссальный успех помог мне овладеть ситуацией и сделать по-настоящему бескомпромиссное кино. Это очень личный проект для меня: я читал к

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (648) 9 марта 2009
    Выборы в регионах
    Содержание:
    Первое испытание кризисом

    Российская политическая система обладает большим запасом прочности, «Единая Россия» стремится работать с самостоятельным и свободным избирателем, роль административного ресурса начинает снижаться — таковы итоги выборов 1 марта в российских регионах

    На улице Правды
    Реклама