Прорыв или афера

Амбициозное руководство FIAT стремится превратить свою компанию в одного из глобальных лидеров автопромышленности. Однако попытка разом интегрировать несколько проблемных европейских и американских автокомпаний в единый суперхолдинг выглядит весьма рискованным проектом

Борьба за место на Олимпе мирового автомобилестроения обостряется на глазах. Банкротство Chrysler, планы FIAT купить Opel, намерение General Motors получить за свои европейские подразделения долю акций в FIAT, слияние Volkswagen и Porsche — начало мая выдалось на удивление бурным.

Главным возмутителем спокойствия выступает итальянский FIAT. Глава автоконцерна Серджио Маркионне проводит крайне агрессивную, амбициозную политику. По сути, он стремится создать глобального автопроизводителя на основе трех компаний — FIAT, Chrysler и Opel (а также других европейских подразделений GM вроде Saab, на который претендует и китайская Geely Automobile). Таким путем новый FIAT сможет нарастить свое производство до 6 млн автомобилей в год. По мнению Маркионне, именно столько должна производить сегодня глобальная автокомпания, чтобы иметь перспективы развития (см. "Лотерейный билет для FIAT", «Эксперт» №6 за 2009 год).

Объявление Chrysler о банкротстве фактически подготовило почву для поглощения этой американской компании итальянцами. Уже объявлено, что новым президентом Chrysler, скорее всего, станет глава FIAT Серджио Маркионне. Между Chrysler и FIAT существует партнерское соглашение, в рамках которого 35% акций Chrysler должны перейти FIAT, а к 2016 году доля итальянского концерна в акционерном капитале Chrysler может составить 51%, но лишь в том случае, если автоконцерн полностью выплатит кредиты правительству США.

Защита Chrysler от кредиторов в рамках процедуры банкротства развязала FIAT руки для новых приобретений, чем Маркионне не замедлил воспользоваться, тут же сделав предложение о покупке Opel. Правда, на пути к заветной цели FIAT предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Как бы то ни было, но, похоже, что активность FIAT во многом определила и решение о форсированном слиянии Porsche и Volkswagen. А желание GM получить пакет акций в укрупненном FIAT свидетельствует, что испытывающий хронические проблемы крупнейший американский производитель опасается остаться за бортом новых глобальных автопромышленных альянсов.

Немецкие страхи

Какие препятствия придется преодолеть FIAT на пути превращения в одного из глобальных лидеров отрасли? Прежде всего сопротивление немецких властей и профсоюзов. К планам агрессивного итальянца здесь относятся с большим подозрением. Для немецких политиков ситуация вокруг Opel весьма болезненна в нынешнем предвыборном году. Opel — самый крупный работодатель страны из числа оказавшихся на грани банкротства. На четырех немецких заводах компании — в Рюссельсхайме, Бохуме, Кайзерслаутерне и Эйзенахе — работает около 25 тысяч человек, кроме того, от деятельности Opel зависят десятки тысяч рабочих мест на смежных предприятиях.

Возможный крах компании, основанной в 1862 году и производящей автомобили с 1898 года, неминуемо станет для немецкой экономики мощнейшим ударом, вполне сравнимым с крахом одного из системообразующих банков. И немецкие политики, живущие в ожидании назначенных на осень парламентских выборов, отлично это понимают

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (656) 11 мая 2009
    Как избежать банкротства
    Содержание:
    Вторая волна не накроет

    Уровни просроченной задолженности в нашей банковской системе далеки от критических. Уровень достаточности ресурсов у банков велик по отношению к сжавшемуся спросу на кредит. И все равно потребуется несколько месяцев, чтобы кредитование стало расширяться

    Международный бизнес
    Реклама