Улетный план

Русский бизнес
Москва, 11.05.2009
«Эксперт» №17-18 (656)
Несмотря на масштабную господдержку и всевозможные преференции, российский авиапром сокращает программу по выпуску современных авиалайнеров, делая ставку на производство устаревших самолетов

Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) объявил о корректировке своих производственных планов на период до 2012 года. Решено сократить выпуск гражданских самолетов почти вдвое: за четыре года авиастроительная корпорация построит 196 лайнеров вместо 405 планировавшихся ранее.

По словам президента ОАК Алексея Федорова, такое решение продиктовано последствиями мирового финансового кризиса, повлекшего резкий спад спроса на авиаперевозки. С начала нынешнего года пассажиропоток в целом по миру сокращается примерно на 11% каждый месяц, а в России — почти на 20%. Тем не менее господин Федоров твердо убежден, что в авиапромышленности больнее всего кризис ударит по западным производителям самолетов — Airbus и Boeing, а вот ОАК пострадает мало. «Кризис застал их на взлете, нам же снижаться некуда, поскольку мы и так около нуля», — заявил глава ОАК.

Но это верно лишь отчасти. Так, руководство американского концерна действительно отложило поставки своей новой модели Boeing 787 Dreamliner на 2010 год, но не из-за кризиса, а вследствие технических недоработок, обнаруженных в конструкции лайнера. А, например, Airbus сократил свой производственный план всего на 9–10%. По заверениям европейских авиастроителей, особенно заметно снизятся темпы производства узкофюзеляжных магистральных самолетов семейства A320, с 36 до 34 машин в месяц, а также авиалайнера-супергиганта A380. Но произойдет это лишь в октябре нынешнего года. При этом темпы производства других широкофюзеляжных самолетов Airbus — A330 и A340 — останутся на прежнем уровне. Более того, Airbus еще раз публично подтвердил, что сокращение выпуска лайнеров никак не отразится на объемах поставок: европейцы намерены повторить прошлогодний рекорд, передав авиакомпаниям не менее 480 самолетов. На этом фоне план поставок ОАК выглядит просто смехотворным.

По словам Алексея Федорова, в этом году его корпорация поставит авиакомпаниям 15 магистральных самолетов — 4 Ил-96 и 11 Ту-204/214. При этом руководство ОАК, как всегда, полно решимости нарастить поставки в будущем. Как заявил журналистам г-н Федоров, корпорация не намерена корректировать свою долгосрочную стратегию, в соответствии с которой к 2025 году она планирует ежегодно продавать до 290 готовых лайнеров, в том числе до 70 новых региональных самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ). Правда, каким образом корпорация намерена добиться таких результатов, остается неясным.

Крылатый секвестр

Более того, сейчас план выпуска SSJ подвергся наибольшему сокращению. Вместо запланированных ранее 230 самолетов в ближайшие четыре года ОАК произведет лишь 74 машины. Заметим, что SSJ единственный лайнер из всей продуктовой линейки ОАК, отвечающий самым строгим международным стандартам. Только он на данный момент способен составить конкуренцию на мировом рынке продукции Embraer и Bombardier. Именно поэтому стремление ОАК сократить производство новой машины вызывает удивление. Сейчас самолет Сухого успешно проходит испытания и готовится к сертификации, на нег

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (656) 11 мая 2009
    Как избежать банкротства
    Содержание:
    Вторая волна не накроет

    Уровни просроченной задолженности в нашей банковской системе далеки от критических. Уровень достаточности ресурсов у банков велик по отношению к сжавшемуся спросу на кредит. И все равно потребуется несколько месяцев, чтобы кредитование стало расширяться

    Международный бизнес
    Реклама