Важный бедный родственник

Малый и средний бизнес в России столкнулся в последний год с серьезными проблемами, но тем не менее уже успел выработать антикризисные стратеги, правда, преимущественно защитные

В последнее время российские высокопоставленные чиновники в один голос говорят о скорейшем принятии мер, которые позволят малому и среднему бизнесу выжить. Эстафету начал президент Дмитрий Медведев, заявив о полном провале государственных мер по поддержке малого предпринимательства, которое, по его мнению, является основой будущего экономического роста. Чиновники продолжили тему. Так, в начале июля министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что банки должны кредитовать малый бизнес по ставке вдвое ниже существующей, то есть под 13–14% годовых. Малый бизнес подобным высказываниям, разумеется, рад, но по старой привычке полагается на себя, предпочитая разрабатывать собственные стратегии выживания.

Жизнь без денег

На прошлой неделе авторы этой статьи представили результаты объемного «полевого» исследования, посвященного положению малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. Оно было ограничено крупными городами, где сосредоточено большинство малых предприятий. Правда, было решено не анализировать ситуацию в Москве и Санкт-Петербурге, чьи рынки хотя и оказались подвержены кризисным шокам, но не в такой мере, как в других субъектах РФ. Да и механизмы приспособления малого бизнеса к новым условиям там другие. Поэтому опрос был проведен в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Белгороде, Ижевске, Екатеринбурге, Тюмени, Томске, Новосибирске, Иркутске и Кемерове. На основании результатов более ста углубленных интервью с предпринимателями был составлен экономический атлас, объединяющий основные стратегии выживания МСБ (см. www.eifem.ru).

Главный вывод исследования заключается в том, что кредитно-денежное сжатие в российской экономике крайне болезненно ударило по МСБ. Практически все изложенные предпринимателями антикризисные стратегии предполагают расширение различных неденежных форм поддержания спроса, например предоставление товарных бонусов или дополнительных услуг, а также переориентацию на более дешевый ассортимент. Ключевым фактором выживания МСБ становится возможность получить доступ к товарному кредиту и добиться увеличения отсрочек платежа. Стратегия сокращения издержек и экономии на масштабе наталкивается на серьезные препятствия — резкое сокращение спроса и оборота.

Нарушение денежных потоков представляет собой, пожалуй, главную проблему МСБ, который не имеет больших запасов наличности и в условиях кризиса практически потерял доступ к кредиту (даже краткосрочному — на расширение оборотных средств). Поскольку компании малого бизнеса зачастую вообще не имеют значительных основных фондов, для многих предпринимателей становится актуальной стратегия «временного выхода», когда дешевле закрыть бизнес, чтобы не нести текущие издержки, и возобновить деятельность лишь дождавшись оживления рынка. В целом малый и средний бизнес избрал защитную стратегию (см. схему).

Таким образом, очевидной становится задача расширения рублевого денежного предложения. Требуются также специальные меры по увеличению кредитования МСБ, для чего необходим бо

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (666) 20 июля 2009
    Борьба за собственность
    Содержание:
    Город одноразового использования

    Двух крупных предпринимателей, друзей московского мэра, вытесняют из столичного бизнеса. Однако это похоже на жертвоприношение, а не на попытку изменить порочную систему городского хозяйства

    Международный бизнес
    Реклама