Об остатках образования

Разное
Москва, 24.08.2009
«Эксперт» №32 (669)

Месяц назад в Петербурге прошёл Первый всероссийский педагогический форум. Сквозь типовое название не видно главного — что 167 педагогов из 62 регионов съехались туда по собственной инициативе и на свои деньги. При наблюдаемом уровне учительских доходов (во многих регионах разве что терпимом, а в иных — оскорбительном) один этот факт мог бы, кажется, вызвать к форуму некоторое уважение. Ничуть не бывало. Никто из образовательного начальства не откликнулся на приглашение почтить форум своим присутствием. Нет, понятно, министру и даже его замам такое собрание не по рангу, но хоть какого-нибудь столоначальника из Москвы или местного, питерского главначпупса могли бы прислать? Теперь, когда после долгого обсуждения в сети опубликована резолюция форума, думаете, кто-нибудь из фурсенковского ведомства удостоит её заметить? Вот и я что-то сомневаюсь.

Резолюция объявляет положение в российском образовании «крайне тяжёлым», подчёркивая, что оказалось оно таким не из-за кризиса, а из-за «неразумной и недальновидной политики, реализуемой Министерством образования и науки РФ на протяжении последнего десятилетия». Что утвердившим этот документ педагогам не нравится буквально всё, что исходило и исходит от минобра, виднее не по первой, констатирующей части, а по второй, где собраны их предложения. Самый, пожалуй, характерный пункт начинается так: «Пересмотреть ВСЕ (так выделено в оригинале. — А. П.) текущие реализуемые и планируемые к реализации проекты в области образования с позиций профессиональной оценки педагогического сообщества». Большинство предложений сводится к одному и тому же: «организовать прозрачную и публичную процедуру независимой профессиональной экспертизы»; «организовать межрегиональную рабочую группу» — словом, учтите мнение учителей! Рискну предположить, что это и есть главная мысль, собравшая педагогов в Питер и заставившая их выступить с запредельно резкой резолюцией. Учителя тоже бывают наивными — и 167 учителей, собиравшихся на форум, и те тысячи, что потом в сети обсуждали проект резолюции, возможно, сплошь наивняк; но всё-таки взрослые люди не могут всерьёз полагать, что по одному их призыву развернётся на сто восемьдесят градусов ВСЯ государственная политика в образовании. Подчёркнутой резкостью своей бумаги они хотели добиться одного: чтобы их выслушали. Только ведь не добьются; слушать их никто не станет.

Образование — никак не единственная сфера нашей жизни, где с ошеломляющим успехом царит, прости Господи, эффективный менеджер. Позвольте не отвлекаться на ритуальные приседания: и от этих-де людей бывает польза. Бывает — особенно в тех случаях, когда им чётко указано их место. Но царствующий ЭМ — это локальный конец света. Это абсолютная уверенность, что нет на свете звания выше, чем MBA, и знаний более важных, чем преподанные «магистру» на соответствующих курсах. Это необсуждаемый примат финансовых (причём только текущих финансовых) соображений над любыми другими. Это жесточайшая селекция мирового опыта: рабское подражание тем ф

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (669) 24 августа 2009
    N32 (669) 24 августа
    Содержание:
    Технократическое самоубийство

    Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС со всей очевидностью показала, что когда-то лучшая в мире советская энергетическая система себя исчерпала, а техническая политика постсоветского руководства отрасли оказалась несостоятельной

    На улице Правды
    Реклама