Дорога в Азию

Спецвыпуск
Москва, 31.08.2009
«Эксперт» №33 (670)
Дальний Восток хочет помочь закрытому зерновому рынку Сибири выйти со своей продукцией в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создав новый транспортный коридор. Однако этот проект всецело зависит от решения ряда проблем, одна из которых — тарифы на перевозку зерна

О создании дальневосточного зернового коридора в Сибири достаточно серьезно заговорили, если брать период современной истории, лет девять назад. Тогда для Виктора Толоконского, избранного губернатором Новосибирской области, путь в Юго-Восточную Азию стал политическим вопросом. Новому главе администрации хотелось изменить ситуацию в аграрном комплексе области, и экспортные поставки зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) должны были способствовать решению этого вопроса. Отсутствие конкуренции за сибирское зерно в силу географического положения — слишком большое транспортное плечо до внешних потребителей — негативно сказывалось на ценообразовании. Сибирское зерно обычно покупали по более низким ценам, чем его одноклассников в европейской части России. Расхождение составляло в среднем тысячу рублей с тонны, при том что речь шла о равноценном товаре.

Не изменилась ситуация и сегодня. Более того, переполненный, по оценкам генерального директора компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, интервенционный фонд (он не должен превышать 10% от общего объема потребления, то есть 6 млн тонн, но уже достиг 8 млн), остатки прошлого года в хозяйствах и прогнозы неплохого урожая в Сибири («близкого к рекордному», по словам Петриченко) в нынешнем году усугубляют ситуацию на местном рынке. Цены на зерно падают, а покупатели не спешат в хозяйства. «Сижу и обзваниваю всех — ищу, кому продать зерно. Сейчас не много таких покупателей, которые нас ищут и предлагают сделку, — отмечает Олег Корицкий, глава КФЗ “Шиловское” Новосибирского сельского района. — И все говорят, что зерна на складах у них полно, больше им не нужно».

По единодушному мнению, с местного рынка было бы неплохо изъять 3 млн тонн зерна. Очевидно, что госзакупки не выведут из рыночного оборота такой объем, если судить по прошлой интервенции. По Сибири максимальные объемы закупок в интервенционную кампанию 2008–2009 годов составили всего 1,5 млн тонн.

Между тем сегодня Юго-Восточную Азию называют одним из самых перспективных рынков, где в ближайшее время спрос на зерно будет быстро расти. Пшеница там практически не производится, а ее потребление увеличивается. Активными экспортерами на этом рынке сейчас выступают США, Канада и Австралия. Российского зерна в Юго-Восточной Азии нет.

Всем интересно

В минувшем июле представители Владивостокского морского торгового порта, в частности заместитель руководителя коммерческой дирекции Олег Бондаренко, провели в Новосибирске несколько рабочих встреч по вопросу организации дальневосточного зернового коридора. На поездку в Сибирь дальневосточников подвигнул очевидный интерес к организации поставок сибирского зерна через российские тихоокеанские порты.

В подобном проекте заинтересован, в частности, Сибирский аграрный холдинг (САХО), который уже несколько лет говорит о необходимости строительства терминала во Владивостокском морском порту. Проект поддерживает федеральное правительство, если судить по заявлению первого вице-премьера Виктора Зубкова на недавн

Новости партнеров

«Эксперт»
№33 (670) 31 августа 2009
Кризис в Германии
Содержание:
Чем спасется Монобург

Экономический кризис особенно сильно ударил по небольшим немецким городам с градообразующими предприятиями. Но больше всего пострадают не самые узкоспециализированные моногорода, а те, которые в сытые годы проводили недостаточно продуманную экономическую политику

Экономика и финансы
Реклама