А поговорить?

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
26 октября 2009, 00:00

Весной я написал колонку про некоторые особенности закона о госзакупках, в просторечии именуемого 94-ФЗ («О том, кому петь Лоэнгрина», № 15). Публикация оказалась вдвойне полезной. Во-первых, я получил множество писем и звонков с живописными примерами ужасов, творящихся с тендерами на госзаказы. (С тех пор я знаю: хочешь оживить беседу в компании опытных людей — упомяни этот закон. Опытные люди сразу начнут размахивать руками, материться и вперебой рассказывать поразительнейшие случаи — не заскучаешь.) Во-вторых, колонка удостоилась ответа и от одного из тех немногочисленных наших сограждан, кто думает про 94-ФЗ хорошо, — руководителя ФАС И. Ю. Артемьева; вы только что этот ответ прочли.

Полтриллиона бюджетных рублей, якобы сэкономленных 94-м законом за три года, — это, извините, туфта. Методики подсчёта г-н Артемьев не приводит, но её легко угадать: бюджет отводил на нечто два рубля; провели тендер — получили это нечто за рубль; рубль сэкономлен. К сожалению, не так всё просто. Рассмотрим типичный (подчёркиваю: типичный) пример. Разработка генплана крупного города, сделанная на профессиональном уровне, требует от года до полутора лет работы нескольких десятков специалистов и обходится примерно миллионов в сорок. Объявляется тендер с такой начальной суммой; приходит заявка с суммой 10 млн рублей — и, в соответствии с 94-ФЗ, безоговорочно побеждает. Значит ли это, что бюджет сберёг 30 миллионов? Нет; это значит, что десять выброшены на ветер. Генплан за эту сумму сделать нельзя. Она будет распилена между шарлатаном, подавшим демпинговую заявку, и чиновниками — а город получит пачку школярских контурных карт, нарисованных за неделю тремя нищими студентами. Потом на основе такого псевдогенплана будут выдавать разрешения на строительство, что неизбежно поведёт к крупным градостроительным ошибкам; готов ли г-н Артемьев учесть цену этих ошибок в балансе достижений любимого закона?

«Опять ты за своё, — скажут мне. — Опять, как давеча в своей злобной колонке, клевещешь, будто 94-й не разрешает заказчику проверять квалификацию претендентов; тебя г-н Артемьев опроверг: мол, проверять “не только можно, но и нужно”, — а ты не унимаешься». К сожалению, и с этим не всё так просто. Закон-то длинный. С одной стороны, я уж точно прав, ибо в нём есть статья 22: «Не допускается включать в конкурсную документацию… требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у него производственных мощностей» — и так далее. С другой стороны, вроде прав и глава ФАС: «критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть... качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг» (статья 28). Но поскольку вес подобных (качественных) критериев в оценке заявки «не должен превышать 20%» (45% для НИР и пения тенором), то правота г-на Артемьева выходит очень уж формальной. На деле, повторюсь, подаётся заявка с кратным демпингом — и никакие 45% качественных критериев не предотвратят её победы.

В 94-ФЗ то и дело вносятся поправки, но дыр в нём — сегодняшнем — залатать нельзя в принципе. Я согласен, он может вместо вреда приносить пользу, и пользу огромную, но для этого нужно кое-что сделать. Для начала признать, что 94-й катастрофичен для честных поставщиков высокосложных товаров и интеллектуальных услуг. Порождённая этим законом непролазная коррупция загнала в депрессию целые отрасли если и не инновационной, то, во всяком случае, наукоёмкой экономики. Действие 94-ФЗ нужно ограничить закупками товаров, допускающих точную спецификацию, — и уже в этом виде добиться его беспрекословного выполнения. С настоящей прозрачностью, а не с той дешёвой имитацией прозрачности, которую всякий может посмотреть на сайте zakupki.gov.ru.

Конечно, спасибо г-ну Артемьеву и за такой ответ на критику, но его всё-таки явно мало. Давайте так: в начале будущего года мы организуем конференцию по 94-ФЗ для широких (и, главное, очень заинтересованных!) слоёв бизнеса. Приходите на неё, Игорь Юрьевич. Поговорите с людьми.