Звездам не дают работать

Наука и технологии
Москва, 16.11.2009
«Эксперт» №44 (681)
Наши соотечественники, двигающие большую науку за рубежом, согласились участвовать в суперпроекте — создании центра «Бионанофизика» на базе МФТИ. Но пока проект буксует

В 2007 году в журнале Science вышла сенсационная статья — ученым из США удалось расшифровать структуру мембранного белка рецептора адреналина, принадлежащего к самому большому классу мембранных белков, отвечающих за ключевые функции клеток. Этого события давно ждали медицина и фарминдустрия — почти для 60% производимых в мире лекарств мишенью являются именно эти рецепторы. Объем рынка таких препаратов оценивается в 40 млрд долларов.

Определить структуру этих рецепторов первыми стремились многие ведущие научные центры и крупнейшие фармацевтические компании мира. Эту многолетнюю гонку в итоге выиграл Вадим Черезов с коллегами из исследовательского института SCRIPPS и Стэнфордского университета. Черезов — выпускник МФТИ, а сейчас профессор SCRIPPS, ведущей научной организации США в области структурной биологии. Именно его имя стоит первым в перечне авторов этого открытия.

Но наша история не очередной плач по поводу того, что талантливые ученые продолжают уезжать из России, чтобы двигать науку на Западе. Наша история — о том, как с их помощью российская наука может быстро подключиться к самым перспективным исследованиям науки мировой, причем не на вторых ролях, а в качестве полноценного игрока — вложив в общее дело свои уникальные идеи, подходы и наработки.

Как вскочить не в последний вагон, а сразу в локомотив мировой науки, придумали в МФТИ. Если бы инициаторам этого проекта удалось реализовать свою затею, Россия уже участвовала бы сразу в нескольких самых «горячих» научных проектах современности, и в первую очередь в исследованиях Вадима Черезова, который со своими американскими коллегами продолжает изучать структуру GPCR-рецепторов (так называется класс мембранных белков, к которому принадлежит уже расшифрованный адреналин) в разных функциональных состояниях. Специалисты утверждают, что работа этого коллектива ученых тянет на Нобелевскую премию.

Из Долгопрудного на мировой уровень

За 60 лет существования МФТИ выпускники этого вуза изменили лицо многих отраслей промышленности. «Физтех — один из первых в перечне вузов мира, оказавших заметное влияние на развитие мировой промышленности. Возьмем, к примеру, телекоммуникации. Станислав Черников, Аркадий Шипулин и Павел Мамышев, вице-президент американской компании Mintera, — это имена тех, кто участвовал в развитии современной телекоммуникационной индустрии. Все они физтехи», — утверждает Ильдар Габитов, профессор Университета Аризоны (США).

Система отбора самых способных ребят со всей страны — посредством олимпиад и заочных физматшкол — сохранилась. Так что Физтех по-прежнему собирает лучших студентов. Чтобы дать этой талантливой молодежи шанс оставить свой след в развитии мирового НТП, Михаил Трунин, новый декан факультета общей и прикладной физики (ФОПФ), и его коллеги пришли к идее создания внутривузовского научно-образовательного центра. Центр призван объединить образовательный процесс с научными исследованиями и отчасти заменить собой отставшие от жизни базовые научные организации. «Опираясь на