Не безоблачное будущее

Василий Каснакин
24 мая 2010, 00:00

На рынке офисных пакетов завоевывают популярность «облачные» технологии, когда программное обеспечение и другие традиционные услуги поставляются в качестве сервисов. Это пришлось признать даже традиционно доминирующей в сегменте Microsoft, которая вынуждена в данной области догонять своих конкурентов

В новом офисном пакете Microsoft Office 2010 реализован весь функционал, получивший распространение в этом сегменте программного обеспечения за последние три года, — именно столько времени прошло с момента выхода предыдущей версии Office 2007. Получается, что, несмотря на доминирующее положение на рынке, Microsoft уже не задает стандарты развития офисного программного обеспечения, а лишь следует ключевым технологическим трендам.

К сожалению, доли рынка в сегменте офисного программного обеспечения оценить не так легко, как, например, доли браузеров, подробнейшую статистику о которых собирают различные интернет-счетчики. Когда аналитики оценивают рынок офисного программного обеспечения в деньгах, то из результатов выпадают свободно распространяемые бесплатные офисные пакеты, например OpenOffice, который, по разным данным, установлен у 5–20% пользователей персональных компьютеров. Количество установленных копий различных офисных пакетов вообще мало кто может сосчитать, да еще и оценить, где люди пользуются этими программами — дома или на работе. При этом в статистику не попадают веб-приложения (в частности, популярный сервис Google Docs). Нередко вызывает вопросы и методология подсчетов. Кропотливое изучение различных источников и методов исследований показывает, что офисные пакеты различных версий производства Microsoft занимают не менее 90% рынка в деньгах и чуть меньше — около 80% — по количеству пользователей.

Опасная монополия

Такая доля рынка невольно заставляет вспомнить историю веб-клиента Internet Explorer от Microsoft. Победив в «браузерных войнах» конца 90-х и заняв более 90% рынка, он не обновлялся в течение пяти лет, что привело к значительному падению его популярности. Сейчас доля Internet Explorer опустилась уже ниже 60% и продолжает падать, в то время как новые браузеры-конкуренты свои доли увеличивают.

Похоже, доминирующее положение на рынке офисных пакетов сыграло с компанией такую же дурную шутку — и разработчики офисного пакета Microsoft в какой-то момент «проснулись уже в другом мире», когда часть корпоративных заказчиков использует в работе Google Apps Premier Edition по цене 50 долларов в год за одно рабочее место — это вдвое дешевле Office 2010 Professional Academic, которую смогут купить только учебные заведения (за 99 долларов) и в разы дешевле бизнес-версий Microsoft Office 2010, стоящей от 349 до 499 долларов.

Конечно, доминирующее положение позволит Microsoft сохранять лидерство по доле рынка еще долго, ведь никто не отменял силу привычки к продукту у пользователей. Знакомый интерфейс, иконка на рабочем столе и название — привычный всем формат сохраняемых и пересылаемых документов. Все это привязывает человека к решению монополиста и не способствует переходу на другие программные продукты. Корпоративный же сектор до кризиса был еще более инертным, нежели частные пользователи: устоявшийся внутренний документооборот, знакомая техническому персоналу платформа, установленное аппаратное обеспечение вкупе с привычкой высшего и среднего менеджмента к традиционным решениям не давали возможности перейти на другой продукт. Но кризис наглядно продемонстрировал, что снижение издержек, не относящихся к основному виду деятельности, — задача очень важная. В новой версии Office Microsoft весьма серьезно подошла к тому, чтобы объяснить пользователям, за что они платят.

Общий документ

Когда-то пользователю требовалось всего три инструмента — текстовый процессор, редактор электронных таблиц и программа для создания и редактирования презентаций. Таким и был первый пакет Office, вышедший в 1990 году. Постепенно набор программ и их функционал расширялись, пока пакет Microsoft не стал стандартом офисной работы. Сегодня пакет офисных приложений эволюционировал из набора отдельных приложений в некий сплав из платформы коммуникаций, включающий в себя все — от системы обмена мгновенными сообщениями до программной цифровой АТС и широкого набора инструментов для групповой работы над документами. Часть этих возможностей была реализована и в предыдущих версиях офисного пакета, но они требовали дополнительных серверных приложений, а значит, дополнительных затрат на инфраструктуру. Именно поэтому, несмотря на существование средств совместной работы, более привычным оставался архаичный подход — создание и редактирование документа с последующей пересылкой его по корпоративной электронной почте коллегам.

В новом офисном пакете совместная работа с документами доступна в два клика из любого приложения, и это действительно важный шаг в его развитии. При этом можно использовать как «облачные» технологии хранения документов в сети, так и синхронизацию между компьютерами участников рабочей группы и хранение документов непосредственно на них. В отличие от конкурентов Microsoft реализовал оба эти подхода, что должно понравиться и консервативным, и новаторски настроенным пользователям. Интересно, что оба метода организации совместной работы в разной степени зависят от возможности доступа к интернету — понятно, что к сетевому хранилищу иной доступ получить нереально, а с документами на ноутбуке можно не расставаться даже в самолете.

Конечно, совместная работа с документами не является чем-то потрясающе новым. Такие решения реализованы в рамках многих офисных пакетов, например в OpenOffice или iWork корпорации Apple, не говоря о корпоративных решениях, например Lotus, корпорации IBM. Важным эволюционным шагом является простота и доступность этого функционала, что сделает его популярным не только у сотрудников крупных компаний, но и у представителей среднего и малого бизнеса.

Открытые стандарты

Еще одно важное новшество — онлайн-версия Office 2010 Web Applications, запуск которой ожидается 12 июня 2010 года одновременно с версиями Office для частных пользователей. Это несколько офисных приложений, доступ к которым осуществляется через веб-интерфейс. Новаторство заключается в том, что теперь для работы с приложениями нет необходимости иметь программное обеспечение на своем компьютере — нужен лишь доступ к интернету с устройства, поддерживающего открытые веб-стандарты: HTML, CSS и так далее.

Сейчас спектр веб-приложений, предлагаемых по подписке или бесплатно в сети, очень широк. Главная их особенность — абсолютная независимость от аппаратной составляющей, использовать решения с таким подходом можно с помощью любой программно-аппаратной платформы, поддерживающей открытые стандарты сети. Для веб-приложения неважно, какое у конечного пользователя устройство для доступа к сети, какая операционная система. Пользователь сам может создать рабочее пространство, которое не зависит от его местоположения, способа доступа к сети и собственно устройства, — все необходимое, начиная с записной книжки с контактами пользователей и заканчивая непосредственно документами, может храниться на серверах поставщика услуг. Естественно, при этом можно использовать сетевое хранилище документов и инструменты совместного доступа.

Пока Office 2010 Web Applications поддерживает лишь некоторые браузеры: Internet Explorer (7-я и 8-я версии), Firefox 3.5 (в средах Windows, Mac и Linux) и Safari 4 (разработка Apple); будет ли принято решение о поддержке независимого браузера Opera и веб-клиента Google Chrome, пока неизвестно. Ближайшим распространенным аналогом и конкурентом как раз и является сервис Google Docs от поискового гиганта Google, который в официальных документах Microsoft проходит как «конкурирующая компания». Судя по заявлениям Microsoft, для частных пользователей Office 2010 Web Applications, как и конкурирующее решение Google Docs, будет бесплатным.

Горизонт за облаками

В общую тенденцию укладывается и расширение коммуникационных возможностей нового офисного пакета Microsoft, в частности интеграция с социальными сетями. К таким решениям уже пришли практически все разработчики приложений для связи вообще, в том числе вендоры телефонов, в интерфейс которых уже интегрированы популярные социальные сети.

Все инновации Microsoft укладываются в две основные идеи — традиционную для корпорации парадигму программного обеспечения как продукта и то, что иногда называют native cloud, когда вся информация, сервисы и вычислительные ресурсы доступны через всемирную сеть. При этом компания демонстрирует гибкость, не отказываясь от устоявшихся моделей распространения, которые привели ее к успеху в прошлом, и технологически догоняет рынок, принимая то, на что раньше не обращала внимания.

Все дело в том, что офисный пакет для Microsoft — это одна из трех «священных коров», одно из трех направлений, которые генерируют основные потоки выручки софтверного гиганта. Другие два — непосредственно операционная система Windows и серверы. Правда, многие аналитики считают, что основные направления деятельности компании связаны между собой намного сильнее, нежели хочет продемонстрировать мировой гигант в своих отчетах. Связку Windows + Office они обозначают как основу стабильности компании. Проблемы с одним из них вызовут цепную реакцию, которая затронет все три основных департамента компании, и, как видно, в Microsoft это понимают и принимают меры. Именно поэтому компания выходит в новые, быстро развивающиеся и не очень хорошо ей знакомые сегменты рынка, в частности в сегмент «облачных» услуг.