Туристы попали в воздушный бой

24 мая 2010, 00:00

На российском рынке авиаперевозок громкий скандал. Глава Росавиации Александр Нерадько пообещал навести порядок на рынке чартерных перевозок, заявив: «Разрешения на чартеры долгое время выдавались без учета интересов назначенных авиакомпаний. Но так больше не будет, мы не должны наносить им ущерб». Теперь чартерные авиакомпании будут перевозить только тех пассажиров, которых не смогли обслужить назначенные перевозчики в соответствии с приказом Минтранса № 92, изданным два года назад во исполнение международных договоров о воздушном сообщении, подписанных Россией с иностранными государствами (где поименно указываются назначенные авиакомпании). На практике этот документ не применялся, особенно на популярных туристических направлениях. Авиационные власти не скрывают, что соблюдение всех правовых актов играет на руку классическим авиакомпаниям. Г-н Нерадько прогнозирует перераспределение российского чартерного рынка в пользу авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы.

В свою очередь, шесть чартерных компаний (Sky Express, «Атлант-Союз», «ВИМ-Авиа», «Оренбургские авиалинии», «Трансаэро» и «Таймыр») написали письмо главе Минтранса Игорю Левитину, призвав его отменить приказ № 92, требующий согласовывать выполнение чартерных рейсов с назначенным перевозчиком. Авторы письма уверены, что это правило выглядит анахронизмом, намекая на Европу. Там авиакомпании работают в условиях так называемого открытого неба, летая в пределах ЕС сколько угодно и куда угодно без ограничений. Кроме того, они жалуются министру на отсутствие четких и прозрачных критериев, которыми руководствуется Росавиация при выдаче разрешений на выполнение чартеров. «Все это негативно сказывается на деятельности авиаперевозчиков и тур­операторов, но самое главное — ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях», — уверены подписанты.

Главная цель чартерных перевозчиков — разрушить монополию назначенных авиакомпаний, прежде всего «Аэрофлота». В самом «Аэрофлоте» выпад в свой адрес восприняли сдержанно. Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев распространил открытое письмо авиационным властям, а также всем участникам туристического рынка, в котором призвал чиновников и руководителей авиакомпаний соблюдать закон, а требования конкурентов его игнорировать назвал провокационными. Но чартерные перевозчики не вняли этому обращению. Один из них — Sky Express — даже пошел на прямую конфронтацию с «Аэрофлотом», продав билеты на несуществующий рейс Москва—Ларнака 19 мая из Внуково без его разрешения. Росавиация полет запретила, а уже прошедших регистрацию пассажиров пришлось спешно вывозить в Шереметьево и отправлять на Кипр регулярным рейсом «Аэрофлота». Вся ответственность за этот инцидент полностью лежит на руководстве Sky Express, но Российский союз туриндустрии обвинил «Аэрофлот» в «действиях, очень напоминающих рейдерство». И это легко объяснимо. Нашим туроператорам не нужны четкие правила игры, большинство из них не готово к долгосрочному партнерству с регулярными авиаперевозчиками, так как для этого требуется большой оборотный капитал. Им выгоднее «по понятиям» договариваться с чартерными авиакомпаниями, рискуя благополучием пассажиров.