Инвестиции в R&D: общая оценка посткризисной ситуации

Тигран Оганесян
31 мая 2010, 00:00

Как показали итоги очередного ежегодного исследования инновационной активности крупнейших мировых компаний в сфере R&D (НИОКР) The Global Innovation 1000, проведенного в 2009 году ведущей американской консалтинговой фирмой Booz & Company, большинство представленных в рейтинге компаний — лидеров по инвестициям в R&D, несмотря на посткризисную рецессию, не пошли на сокращение объемов финансирования своих инновационных программ. Более того, значительное число этих компаний даже увеличило расходы на НИОКР, рассчитывая в скором будущем, на стадии нового подъема, получить дополнительные рыночные преимущества по сравнению со своими менее дальновидными конкурентами.

По оценкам Booz & Company, в 2008 году общий объем расходов на R&D в группе компаний, вошедших в топ-1000, вырос на 5,7% по сравнению с докризисным 2007 годом (в общей сложности они вложили в новые разработки 532 млрд долларов, это около половины совокупных мировых R&D-инвестиций). Безусловно, этот прирост был меньше, чем за предыдущий период, с 2006-го по 2007 год, когда он составил рекордные 10%, однако с учетом того, что по итогам 2008 года суммарные операционные доходы этой группы компаний упали на 8,6%, а совокупная чистая прибыль — на 34%, сохранение положительной динамики расходов на НИОКР можно считать убедительным свидетельством в пользу вышеприведенного тезиса.

Согласно исследованию Booz & Company, в 2008 году почти три четверти компаний, вошедших в топ-1000 R&D-инвесторов, сохранили либо увеличили в своих инвестиционных портфелях объемы ниокровской составляющей (причем рост ее объемов был зафиксирован у 38% фирм, тогда как сокращение — лишь у 21%).

По мнению экспертов американской консалтинговой компании, такая «инновационная упертость» лидеров мирового рынка на фоне крайне неблагоприятных внешних факторов по большей части объяснялась следующими причинами:

• стойкая приверженность к инновациям утвердила себя в качестве ключевого звена долгосрочных корпоративных стратегий в условиях жесткой конкурентной борьбы;

• в большинстве отраслей экономики компании вовлечены в многолетние циклы разработки новых продуктов, технологий и услуг, и внезапное волюнтаристское прерывание этих циклов чревато для них слишком серьезными негативными эффектами на целевых рынках;

• для топ-менеджеров многих ведущих компаний нынешняя рецессия представляется весьма удачной возможностью и дальше наращивать свои конкурентные преимущества по сравнению с менее финансово устойчивыми рыночными игроками (особенно с теми из них, кто в силу бюджетных ограничений будет вынужден пойти на серьезное сокращение инвестиций в НИОКР).

Тем не менее в ведущей группе (20 крупнейших компаний по объемам инвестиций в R&D) прирост расходов в 2008 году был заметно ниже среднего уровня по топ-1000 — лишь 3,2% (для сравнения: в 2007 году прирост по аналогичной выборке составил 10,7%). Более того, предварительные данные по 2009 году говорят о том, что посткризисный эффект, хоть и с некоторым запозданием, все-таки повлиял на общую картину финансирования сферы НИОКР. Так, в своем последнем докладе аналитики Booz & Company констатируют, что уже по итогам первого квартала 2009 года совокупные объемы инвестиций в R&D по 522 опрошенным компаниям сократились на 7,4%.

Причем даже те из компаний-лидеров, которые смогли сохранить или увеличить свои R&D-бюджеты, были вынуждены на фоне затянувшейся рецессии существенно скорректировать свою инвестиционную стратегию, акцентируя внимание на более «умном» расходовании финансовых ресурсов (smart spending).

Эксперты Booz & Company выделили три ключевых тренда в этой сфере, наиболее отчетливо проявивших себя в период рецессии:

— значительное число компаний-лидеров сократили объемы инвестиций как в фундаментальные, так и в чисто прикладные исследования и разработки; вместо этого они увеличили в R&D-бюджетах долю финансирования проектов, направленных на улучшение технических характеристик уже существующих и внедряемых на рынок продуктов (product development and engineering), причем этот тренд наблюдается аналитиками уже на протяжении нескольких последних лет;

— спад деловой активности стимулировал усилия многих компаний по ускоренному продвижению своих инновационных проектов на рынки (это отметили, в частности, порядка 40% специально опрошенных Booz & Company топ-менеджеров ведущих компаний);

— на фоне рецессии руководители большинства компаний стали проявлять значительно больше осторожности при принятии инвестиционных решений: почти половина респондентов Booz & Company признались, что в сфере планирования R&D стал превалировать более консервативный подход. В частности, существенному пересмотру был подвергнут базовый набор критериев, которыми руководствуется топ-менеджмент компаний при принятии решения о запуске новых инновационных продуктов и технологий. Например, значительно чаще стали приниматься решения о досрочном прекращении финансирования спорных либо недостаточно проработанных проектов. Предпринимаются более активные шаги для укрепления деловых связей и контактов с основными заказчиками и потребителями новой продукции, более пристальное внимание уделяется анализу поведения основных рыночных конкурентов.

Что же касается влияния рыночной рецессии на общую картину инвестиционной активности в отраслевом разрезе, то самый негативный эффект она, безусловно, оказала на автопроизводителей: девять из десяти крупнейших компаний автопрома были вынуждены пойти на сокращение своих расходов на НИОКР в 2008 году. Сократился (на 2,3%) совокупный объем затрат на R&D и у лидеров мирового авиапрома и ВПК.

В то же время во многих других отраслях наблюдался обратный эффект. Например, увеличили свои расходы на R&D ведущие производители программного обеспечения и интернет-услуг: так поступили в 2008 году восемь из десяти компаний — лидеров мирового рынка в этом сегменте. Более чем на 4% выросли совокупные расходы на R&D в компьютерной и электронной индустрии, ведущем секторе по инвестициям в НИОКР, на который приходится 28% от совокупных затрат на R&D в топ-1000. В 2008 году в целом наблюдался и некоторый прирост R&D-бюджетов у компаний — лидеров второго по значимости сектора, на который приходится 23% от общего объема инвестиций в НИОКР: медицины и здравоохранения.

Кроме того, как показал индивидуальный опрос 290 топ-менеджеров крупнейших компаний мира, проведенный Booz & Company, почти 70% респондентов заявили, что и в 2009 году они планируют сохранить или даже увеличить расходы на R&D. Таким образом, по мнению американских аналитиков, общее влияние рецессии на инновационную активность ведущих мировых компаний пока существенно меньше, чем предсказывалось. Инновации продолжают оставаться ведущим элементом рыночной стратегии крупнейших корпораций, и циклический спад деловой активности стал для них полезным и мощным стимулом для очередной эффективной перестройки своей инвестиционной политики.