Борьба удобного с красивым

Культура
Москва, 02.08.2010
«Эксперт» №30-31 (715)
Интернет выиграл битву против физических носителей аудиопродукции

Единственным универсальным суждением об интернете является простое соображение, что он предельно упростил доступ к удаленной информации. Одного этого наблюдения оптимистам хватает, чтобы записать его в разряд положительных достижений и все его особенности рассматривать со знаком плюс. Тут, разумеется, сразу возникает вопрос: с чего бы человечество ан-масс так взалкало информации? Ответ простой: человечество наконец утолило свою мечту о нетрудоемком акте познания — я сплю, а мне английский в уши читают, и я просыпаюсь умнее. Или, например, я скачиваю музыку (как правило, бесплатно), проверяю ее на совместимость со своим душевным устройством, нужное оставляю, ненужное выбрасываю. Подобный аргумент приходилось слышать не раз и не два: дескать, скачать гигабайт симфоний Моцарта и потом спустить его в мусор — это не то же, что отдать в магазине свои кровные за пластинки и потом слезы жадные лить.

Условная радость обладания

Аргументация противников такого положения дел весьма тосклива и основана по большей части на рассуждениях о радости физического обладания. Проблема в том, что компакт-диски и так уже занимают ничтожно малое место в пространстве, тактильные ощущения от виниловых блинов и их огромных пакетов сжались до размера ладони в случае с компакт-диском (кто-то из поп-музыкантов прямо говорил, что решение сделать коробки для CD адекватными размеру носителя было ошибочным — надо было продавать в таких же, как винил, пакетах, чтобы у покупателя было известное ощущение, что он приобретает вещь). Коллекционирование компакт-дисков всегда было занятием, вызывавшим у посторонних массу нареканий: когда не было интернета, существовали болгарские пираты. Сейчас же оно и вовсе превратилось в некий гибрид спорта и принципов, так как с появлением lossless-форматов пал последний бастион защитников физического носителя, а именно возражение о качестве записи.

Статистика падения продаж физических носителей это положение дел только закрепляет. Всего за первые четыре года распространения P2P-сервисов (файлообменных сетей) доход от офлайновых продаж в мире упал с 38 млрд долларов до 32, то есть практически на одну пятую. Всего же за десять лет — с 2000-го по 2010 год — падение офлайновых продаж, согласно отчетам IFPI (Международной федерации звукозаписывающей индустрии), составило около 37%. Поездки по мировым столицам производят удручающее впечатление: то два, а то и три мегастора в городе, некогда торговавшие музыкальной продукцией, закрыты или перепрофилированы — так, одна из крупнейших сетей Virgin Megastores в Британии и Ирландии, насчитывавшая 125 торговых точек, ныне, после неудачных попыток ребрендинга и перепродажи, находится в процессе полного закрытия. Собственно, можно далеко не мотаться, а зайти в московские магазины — они-то все живы, конечно, но репертуар там существенно отличается от того, что было еще два года назад: из изобилия моцартовских опер теперь там три жалких наименования. И хотя производители — из тех, кто поприличнее, — стараются выгляде

Новости партнеров

Реклама