Последний редут

Тема недели
Москва, 23.08.2010
«Эксперт» №33 (717)
Крупнейшие розничные сети противостоят ценовым притязаниям производителей продовольствия, жертвуя частью маржи в расчете на усиление своих конкурентных преимуществ в борьбе за покупателя

На торговлю началась нешуточная атака. Поставщики продовольственных товаров ультимативно заявляют о повышении цен. Так, в сети универсамов АБК сообщают: сегодня почти на всю крупу поставщики повышают цены на 60%. Более чем на 10% подорожало стерилизованное молоко под предлогом того, что коровам не хватает зеленых кормов и воды. Дефицитом кормов объясняют птицефабрики тот факт, что за месяц, в несколько скачков, цены на куриные яйца выросли на 60%. Растительное масло уже в августе подорожало в среднем на 10%, а стоимость поставки в сентябре заявлена еще на 10% выше (в начале августа цена не превышала 35 рублей за литр, а в сентябре будет 41–42 рубля). По нашим сведениям, некоторые контрагенты X5 Retail заявляют цены поставки на 40–50% выше нынешних, впрочем, у основной их массы претензии лежат в интервале от 5 до 20%. По данным «Эксперта Online», производители хлеба и хлебобулочных изделий объявили «Metro Cash & Carry Россия» о повышении цен на 15–20%, а производители молока — на 15–25%. В сети «Лама Томск» говорят, что местный мелькомбинат повысил цены на муку на 50%.

По утверждению торговцев, в этой атаке поставщики пускают в ход даже такое оружие, как придерживание товара. Одни объясняют это желанием создать искусственный дефицит, другие — стремлением дождаться ясности в ценообразовании. Ясность же появится лишь в тот момент, когда окончательно будет подсчитан урожай. «В условиях неопределенности ожидание цен поставки подталкивает производителей к повышению цен на продукт. Никто не хочет, продав сегодня 100 килограммов за икс рублей, произвести завтра на эти деньги только 50 килограммов», — поясняет Владислав Егоров, председатель совета директоров сети АБК.

В свою очередь, торговля старается держать оборону. Некоторые ритейлеры идут на крайние меры. Так, «Седьмой континент» объявил о разрыве отношений с компаниями Danone и «Юнимилк», посчитав, что, когда цена литрового пакета молока «Летний день» подскакивает единовременно на 31%, это слишком. Однако в основном линия обороны проходит через стол переговоров, за которым торговцы пытаются договориться с поставщиками о разумных подходах, сбивая потихоньку панические настроения. По словам Ильи Белоновского, исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), крупнейшие ритейлеры проявляют стойкость, четко заявляя о нежелании принять предложенные цены поставки. Благодаря этому, уверен он, рост цен для потребителя удастся сдержать, и в результате «продовольственная инфляция, конечно, будет выше, чем ожидалось в начале года, но и не будет такой, как сейчас рисуется на волне сообщений о намерениях поставщиков».

В принципе антиинфляционный потенциал розничных сетей как организационной формы современной торговли весьма велик. Независимые статистические исследования обнаружили так называемый эффект Wal Mart, показав, что официальная методика расчета индекса потребительских цен в США завышает показатели инфляции на 15% только потому, что не учитывает ценообразование в этой крупнейш

Новости партнеров

«Эксперт»
№33 (717) 23 августа 2010
Инфляция
Содержание:
Не навреди

Нынешний разогрев продовольственных цен носит конъюнктурный и во многом психологический характер. Было бы крайне неуместно реагировать на него ужесточением денежной политики ЦБ, нанося удар по хрупкому посткризисному росту в реальном секторе экономики

Реклама