Римляне в тельняшках

Культура
Москва, 29.11.2010
«Эксперт» №47 (731)
В залах античности венского Музея истории искусств открылась выставка классика соц-арта Бориса Орлова

Олег Краснов

Идея проведения выставок современных художников в классических музеях, в антураже королевских покоев и старых мастеров возникла несколько лет назад. Кураторский замысел очевиден — произведения искусства разных эпох должны вступать в диалог, показать зрителю, что изменение формы художественной репрезентации не влечет глобального изменения смысла. И, конечно, привлечь внимание зрителей как к классическому, так и к современному искусству.

Первопроходцами в воплощении идеи, как и во многих областях культуры, стали французы со своими главными художественными институциями — Лувром и Версалем. Конечно, в музеи «пускают» не всех, а только признанных звезд с мировым именем. В качестве примера достаточно вспомнить хотя бы ретроспективы последних двух-трех лет: инсталляции, скульптуры и графика бельгийца Яна Фабра занимали залы фламандской и голландской живописи XVII–XVIII веков Лувра, а работы американского и японского скульпторов Джеффа Кунса и Такаши Мураками гостили в Версальском дворце.

Новый некогда тренд мгновенно охватил мир. Во всех ведущих мировых музеях стали проходить выставки современных авторов — от Энди Уорхола и Фернандо Ботеро до Джона Балдессари и Маурицио Кателлана. В стороне осталась лишь Россия, с трудом воспринимающая не только западный, но и свой собственный contemporary art и уж тем более не пускающая в музейные залы современников. Хотя и у нас прецеденты с намеком на музейную демократию были. В 2004 году Пиотровский пустил запоздавшую во всех смыслах выставку главного российского концептуалиста Ильи Кабакова в четыре пустующие комнаты Главного штаба, переданного Эрмитажу. Тогда и этот шаг посчитали небывалым прорывом. Одним из главных организаторов той памятной выставки была Стелла Кесаева, ныне президент Stella Art Foundation и комиссар российского павильона на Венецианской биеннале. Именно ее можно назвать проводником и пропагандистом искусства русских художников-концептуалистов не только у нас (регулярные выставки в двух галереях Stella Art в Москве), но и за рубежом. Ее усилиями с нашим современным искусством познакомилась публика на международных выставках в Италии, Греции, Болгарии, на Кипре и в других странах.

С венским Музеем истории искусств, одним из крупнейших в мире, у Стеллы Кесаевой сложилось долгосрочное
сотрудничество. В 2008 году ее фонд показал в музее выставку «Этот смутный объект искусства», куда вошли произведения русских художников из собрания фонда, а в 2009-м в залах Северного Возрождения и барокко был представлен проект Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ. Сегодня это сотрудничество продолжает большая выставка «Круг героев» одного из основателей движения соц-арт Бориса Орлова, признанного художника и скульптора, чья огромная ретроспектива проходила в позапрошлом году и в Московском музее современного искусства.

Его творчество началось во время хрущевской оттепели, когда возникли первые контакты с западной культурой. Художник рассказывает: «Тогда я получил прививку современного западного искусства. Но

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (731) 29 ноября 2010
    Налоги
    Содержание:
    Стратегия слабого государства

    Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что решение бюджетных проблем путем повышения налогов — это удел слабых государств. Одновременно были обнародованы планы увеличения налогового бремени в России

    Без рубрики
    Международный бизнес
    Русский бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама