Музей для малых сих

Культура
Москва, 13.12.2010
«Эксперт» №49 (733)
В Московском музее современного искусства на Петровке открылась новая версия постоянной экспозиции под названием «Если бы я только знал!..»

Олег Краснов

Пока Третьяковская галерея осторожно экспериментирует с развеской и последовательностью разделов в галереях ХХ—ХХI веков, Московский музей современного искусства представляет очередную, третью по счету, версию постоянной экспозиции. Оставить какую-либо из получившихся версий навсегда не позволяет острый дефицит выставочных площадей и общее стремление музея попробовать все что только можно. Первая версия называлась «От штудии к арт-объекту» и просуществовала с февраля по сентябрь 2009 года. Вторая, наиболее впечатляющая, была сделана выдающимся архитектором Юрием Аввакумовым под заголовком «День открытых дверей». Она занимала залы ММСИ с декабря 2009-го по май нынешнего года и вызывала у зрителей и экспертов желание написать директору музея Василию Церетели письмо с просьбой ничего там не менять. Аввакумов придумал много чего, от исторических экскурсов в прошлое здания на Петровке, которое ММСИ занимает, до чрезвычайно остроумной и логичной развески. Теперь музей раскошелился на третью версию. Интересно, что с каждой новой экспозицией ММСИ как бы «впадает в детство», причем с каждым разом все больше и больше. Из трех версий «Если бы я только знал!..» — наиболее зрелищная, рассчитанная на самый широкий круг посетителей. По идее молодого художника Алексея Трегубова, музейная площадка превратилась в детскую, где специально придуманные аттракционы занимают не меньше, а то и больше места, чем собственно работы художников.

Ориентация на юного зрителя чувствуется уже в использовании бегущей строки для обозначения того или иного зала выставки. Сопроводительные тексты написаны мелким шрифтом для обычного посетителя и отдельным абзацем крупно — для маленького. Первая же реплика в адрес музейных новичков школьного возраста слегка дезинформирует юные умы, сообщая, что в современном искусстве возможно все. Оригинальные сравнения ждут нас на каждом шагу. Перформанс, например, сравнивается с чудачеством любого типа, безобидной выходкой.

Впрочем, скепсис здесь неуместен. Скорее всего, с поставленной задачей авторы справились, ибо молодым и не очень родителям выставку хочется всецело отрекомендовать. Детям действительно здесь есть чем заняться. Они не будут дергать родителей, устав от невозможности приложить к чему-нибудь природную резвость. Разве что первый зал, посвященный «Черному квадрату» Малевича, получился слегка суховатым. Он уставлен школьными партами и увешан репликами на тему великого произведения от самых разных художников. Чувствуется, что кураторам произведение это порядком надоело, ведь его каждый день к месту и не к месту вспоминают тысячи людей, одни с ненавистью к геометрии, будто бы убившей настоящее искусство, другие — с пафосом просветленных.

Дальше все однозначно веселее. В темной-темной комнате разрешается прорисовать на стене маркером очертания классических работ из далеких от нашей родины музеев. Здесь и Ян Вермеер, и Питер Брейгель-старший, и Сандро Боттичелли, и другие безусловные классики. Другой зал посвящен всеобщей фотомании. Кажды

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (733) 13 декабря 2010
    Бедность в Европе
    Содержание:
    Новая европейская бедность

    Европейские бедные не похожи на бедняков из развивающихся стран, тем не менее их жизнь тяжела и унизительна, и всерьез ей может позавидовать разве что африканский бездомный. Чтобы понять, что такое европейская бедность, корреспонденты «Эксперта» объехали самые разные страны Евросоюза

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама