Обезличить сервис не удалось

Русский бизнес
Москва, 21.03.2011
«Эксперт» №11 (745)
Компания «Секундочку» развивает федеральную сеть бытовых услуг, пытаясь разрешить конфликт между требованием стандартизации бизнеса и творческим характером профессии многопрофильного мастера

Фото: Алексей Майшев

«В будущем, если у человека расклеится ботинок или потеряется ключ, он не станет перебирать в голове подворотни, где видел вывеску компаний, предлагающих такие услуги. Мы хотим, чтобы у потенциального клиента в мозгу автоматически всплывал логотип “Секундочку”», — делится планами Василий Иванов, генеральный директор компании.

«Секундочку» — единственное в России предприятие, поставившее перед собой задачу построить федеральную сеть мастерских по оказанию основных бытовых услуг: ремонт обуви, металлоремонт, гравировка, замена ремешков на часах. Сейчас эти услуги предоставляют отдельные точки, расположенные в переходах метро и на первых этажах жилых домов, им принадлежит львиная доля рынка — более 98%. «Секундочку», за пять лет своего существования открывшая более двух сотен мастерских в 16 городах от Санкт-Петербурга до Новосибирска и от Мурманска до Краснодара, заняла, по ее собственным подсчетам, около 1,5% рынка.

Компания быстро растет и намерена к 2015 году довести количество мастерских до 400–500, одновременно расширяя географию своего присутствия. Активная экспансия на рынке не мешает ей быть высокодоходной. Обычно в ремонте обуви считается нормальной рентабельность по EBITDA от 15–18 до 25%; доходность «Секундочку» составляет 35%.

Почему такие же сети не растят другие участники рынка (следующая после «Секундочку» по величине московская компания «Дом быта.com» выросла всего до 30 точек)? Оказывается, главная проблема — укомплектовать точки квалифицированным персоналом. И одиночные мастерские, и небольшие местные сети работают с довольно узким рынком труда и ищут готовых специалистов. «Секундочку» делает по-другому — обучает специалистов сама. Тем более что компании требуются не простые сапожники, а мастера-универсалы, способные еще и продавать услугу.

На новом месте

Москва, крупный торговый центр. Я захожу в мастерскую «Секундочку», расположенную в коридоре торговой галереи, недалеко от продуктового гипермаркета, чтобы сделать новый ключ. У прилавка на стуле сидит девушка. Босая. В руках у нее пакеты с покупками, она разглядывает обновки. Мастер, занятый ее шпильками, отвлекается на мой ключ, на это уходит секунд десять. После меня приходит женщина забрать уже готовые сапоги и супружеская пара, которая интересуется, можно ли сделать гравировку на часах.

Справедливости ради скажу, что речь идет о праздничном дне, когда покупательская активность возрастает, но и в будни клиентов у «Секундочку» хватает. В компании говорят, что в мастерскую приходит от 10 до 100 человек в день; обычную точку, по данным маркетингового агентства Step by Step, посещает 20–30 человек в день. Собственно, неудовлетворенный и растущий спрос на бытовые услуги и побудил Василия Иванова и его партнеров, выходцев из инвестфонда TPG, в 2006 году выйти на этот рынок — царство частников — с крупным проектом, инвестиции в который составили более 20 млн долларов.

Риска не было почти никакого. Только рынок обуви вырос с 2004-го по 2008 год почти вдвое — с 8,62 млрд долларов до

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (745) 21 марта 2011
Кризис в Японии
Содержание:
Планетарное коварство

Сейсмологи честно признают, что точно спрогнозировать японскую катастрофу не только не могли, но и вообще не имеют для этого соответствующего научного инструментария

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама