Слабые позиции, сильные амбиции

Русский бизнес
Москва, 04.04.2011
«Эксперт» №13 (747)

В конце марта итальянская автомобильная компания FIAT обратилась в российский Внешэкономбанк (ВЭБ) с просьбой профинансировать самостоятельный проект строительства автомобильного завода в Липецкой области. FIAT предлагает построить в России завод мощностью 300–350 тыс. автомобилей в год. Итальянцы оценивают стоимость проекта в 1,6–2 млрд евро. Событие само по себе беспрецедентное, поскольку ранее автосборочные производства в России иностранцы, будь то Volkswagen, Toyota или Ford, строили за собственные деньги. Но итальянский производитель без господдержки почему-то работать у нас не может.

Более того, FIAT хотел бы воспользоваться льготами, предоставляемыми Липецкой особой экономической зоне. А это освобождение от транспортного налога и на пять—десять лет — от налогов на землю и имущество. Кроме того, итальянцы хотели бы получить от Минэкономразвития разрешение ввозить оборудование и комплектующие без уплаты пошлин и НДС.

К сожалению, нет информации, какой степени локализации хочет достичь FIAT в России. Отсутствует информация от итальянской компании или ВЭБа, чем проект FIAT будет принципиально отличаться от проектов зарубежных коллег. Единственное, что его выделяет, — объемы выпуска машин. Однако аналитики в отрасли сомневаются в способности итальянцев без поддержки торговых сетей и агрессивного маркетинга продавать в России сотни тысяч автомобилей. Fiat не самая популярная у нас марка, продажи оцениваются на уровне 20 тыс. машин в год.

Неудивительно, что ранее ВЭБ отклонил похожий проект FIAT и Sollers за недостаточной проработанностью. Тогда речь шла о совместном создании автомобильного завода мощностью 400 тыс. автомобилей в год. Sollers должен был предоставить свою площадку в Набережных Челнах, а FIAT отвечал за технологическую сторону. Речь шла о госзайме в 2,1 млрд евро из всей стоимости проекта в 2,4 млрд. В конечном счете альянс FIAT и Sollers распался.

Между тем Sollers не оставил попыток создания производственного СП с иностранными компаниями. Новым его партнером с февраля 2011 года стала давно обосновавшаяся в России корпорация Ford. Планируется, что их совместное предприятие будет ориентировано на производство легковых и легких коммерческих автомобилей марки Ford на площадке в Набережных Челнах, а также на выпуск двигателей и производство штамповки. Это должно повысить степень локализации производства Ford в России.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (747) 4 апреля 2011
    Предвыборный год
    Содержание:
    Избиратели о себе напомнят

    В период сверхвысокой популярности президента, премьера и правящей партии российская политическая элита расслабилась и стала совершать ошибки. Сегодняшнее снижение рейтингов власти не повод для криков о скором «крахе режима» — к нему стоит отнестись как к стимулу для исправления ошибок

    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама