Туристов заманят разнообразием

Илья Ступин
11 апреля 2011, 00:00

Известный туристический маршрут «Золотое кольцо» меняет конфигурацию. При условии комплексного инфраструктурного развития территорий, объединенных под этим брендом, может возникнуть каркас нового масштабного культурно-рекреационного кластера

Фото: Legion-Media
Одна из сохранившихся жемчужин Золотого кольца — Ипатьевский монастырь в Костроме

На Золотом кольце России инвестиционное оживление. В Ярославле, Суздале, Переславле-Залесском и других городах этого туристического маршрута строятся или уже построены десятки новых отелей. Появляются не только гостиницы, но и объекты нового формата — многофункциональные рекреационные комплексы. На растущий гостиничный рынок макрорегиона выходят гостиничные сети. Российские отельеры уже представлены компаниями «Интурист», «Амакс», «Азимут», «Гост отель менеджмент». На подходе зарубежный десант. Вскоре под Переславлем-Залесским откроются гостиницы Days Hotel и Ramada (глобальная сеть Wyndham), в Ярославле — Hilton Garden Inn Yaroslavl. Развитию гостиничного сегмента сопутствует расширение ассортимента туристических программ, возникают новые центры притяжения массового спроса. На маршруте, который до недавнего времени деградировал, формируются новые потребительские тенденции, а старый советский бренд заменяется совершенно новым продуктом.

По советским лекалам

Золотое кольцо России объединяет туристические маршруты, которые проходят по древним русским городам. Ключевые звенья — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Считается, что впервые Золотым кольцом это семейство городов-музеев назвал литератор Юрий Бычков, в 1967 году написавший о них серию очерков.

Практическое применение Золотому кольцу нашел в 1970-е «Интурист», сделав его одним из главных направлений внутреннего туризма наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Маршрут был спланирован таким образом, чтобы можно было совершать организованные кольцевые или радиальные поездки по историческим местам из Москвы с ночевкой, попутно «добирая» объекты по так называемому кусту малых городов, либо выезжать на один день с возвращением в Москву.

Движение турпотока предопределило логику развития туристической и гостиничной инфраструктуры: она активно развивалась преимущественно в узловых городах — Владимире и Ярославле, на которые ложилась основная нагрузка. Из Владимира, долгое время считавшегося столицей Золотого кольца, туристы отправлялись в Юрьев-Польский и Гусь-Хрустальный, а из Ярославля — в Углич, Ростов, Переславль-Залесский и другие малые города.

По советским лекалам маршрут «Золотое кольцо России» развивался и в последние два десятилетия, окончательно превратившись в занудный и неинтересный турпродукт со стандартным набором обзорных экскурсий, посещением музеев и монастырей. «Многие ничего не собираются менять. Да, на Золотом кольце сотни церквей, перед которыми можно на колени падать от того, насколько они прекрасны. Но туристов настолько перегружают осмотром достопримечательностей, что даже любопытные иностранцы стали терять интерес к этим стандартным поездкам», — сетуют работники туротрасли.

Бессодержательность туров зачастую усугубляется плохим качеством гостиничных услуг, необъяснимыми механизмами ценообразования. «Например, большинство туристов бронирует номера в региональных отелях заранее, рассчитывая на скидки. Но после заселения нередко выясняется, что прямо у стойки номер можно купить дешевле. У людей возникает разочарование и ощущение обмана», — рассказывает один из московских отельеров.

По словам гендиректора компании Accord management group Екатерины Гараниной, многие владельцы провинциальных гостиниц игнорируют минимальные стандарты. Экономят на удобных кроватях, электронных замках, сейфах. Не всегда у отелей есть стоянки для автобусов, разворотные площадки, не говоря уже об обслуживании автобусов с биотуалетами — соответствующее оборудование отсутствует почти повсеместно. «Это бытовые мелочи. Но именно из них складывается бизнес в сфере гостеприимства», — замечает Гаранина. Возникают проблемы и с питанием.

Много всего, но неорганизованно

В последнее время региональные операторы Золотого кольца и отельеры стали кооперироваться, чтобы переломить ситуацию и наполнить советский бренд новым содержанием. Раньше таких попыток почти не предпринималось. «Например, в Суздале мы намерены работать совместно с другими гостиницами, объединяясь для организации праздников и обслуживания гостей. Будем искать новые идеи, которые позволят привлечь туристов», — говорит гендиректор компании «Гост отель менеджмент» Сергей Колесников (один из объектов сети — отель в Суздале).

Линейка турпакетов стала расширяться за счет тематических и событийных поездок. Один из лидеров в этом направлении — город Плес в Ивановской области. Региональные туроператоры предлагают совершить «этносафари» (побывать в русских деревнях, сохранивших традиционный уклад жизни), посетить интерактивный Первобытный парк-музей, воинское шоу «1429 год. Поединок у стен Плесской крепости». Стараются не отставать и другие города. В Переславле проводится фестиваль воздухоплавания. В окрестностях Углича предлагается инсентив-тур «Бурлаки на Волге» (участники тянут по Волге настоящую расшиву — баржу). Развивается этнографический туризм — с ремесленными мастер-классами, дегустациями, фольклорными программами. Формируется промышленный туризм с ознакомительными визитами на пивоваренные, хлебопекарные, рыбоконсервные, текстильные предприятия.

«Туристам интересны не только исторические места и достопримечательности, но и сегодняшняя жизнь провинции, интерактивные игры, развлекательные программы. Мы на это делаем упор. В наших экскурсионных программах всегда есть мастер-классы — возможность, например, научиться делать игрушки. Попутно туристов угощают пирогами, кедрачем, хреновухой; кроме как на Золотом кольце эти блюда они нигде не попробуют», — рассказывает директор по маркетингу ярославской компании «Волга-тур» Юлия Заволгина.

Стимулами к расширению ассортиментной линейки послужили также изменения в структуре турпотока и конкуренция со стороны других регионов (Ленинградской области, Карелии, Великого Новгорода, Пскова, Московской, Тверской и Тульской областей). Если раньше турпоток формировался преимущественно из групповых поездок (включая иностранных туристов), то в последнее время пропорции изменились. По оценкам гендиректора Azimut Hotels Company Александра Гендельсмана, около 50% потока составляют индивидуальные туры. А это ни много ни мало около 1,5 млн человек в год. Возросло количество состоятельных туристов, которые путешествуют по Золотому кольцу компаниями или семьями. Для владельцев яхт стали открываться гостиницы, предоставляющие стоянки и возможность заправки судов.

Около 23% поездок по Золотому кольцу сегодня приходится на деловой туризм. «У маршрута колоссальный потенциал. В каждом из городов-музеев есть уникальные памятники архитектуры и культурные объекты, которые могут быть использованы для проведения семинаров, конференций, торжеств. Города расположены в нескольких часах езды от столицы, а значит, нет необходимости в перелетах, трансферах», — замечает председатель Российской ассоциации агентств делового туризма Вадим Зеленский.

Непаханые поляны

Развитие индивидуального внутреннего туризма сопровождается смещением центров туристической жизни из крупных городов, Ярославля и Владимира, в малые — Суздаль, Переславль-Залесский. Сейчас, вместо того чтобы остановиться в Ярославле или Владимире, многие туристы предпочитают ночевать в Суздале, а Владимир посещают лишь с обзорной экскурсией. Некоторые доезжают до Владимира не автотранспортом, а на «Сапсане» (время в пути — полтора часа), а затем едут автобусом в Суздаль.

В малых городах активно развивается гостиничный рынок. «В Суздале огромное количество мест, где можно остановиться. Много отелей достойного качества, которые могут дать фору гостиницам Владимира. Это не мегаотели, но уже встречаются объекты и на 200–300 номеров. Кстати, все они удачно вписываются в старую застройку, не нарушая архитектурного ансамбля», — рассказывает Сергей Колесников. В жесткой конкурентной среде работают гостиницы Костромы. По словам Александра Гендельсмана, на территории Костромской области работает 30 гостиниц, из них 17 в Костроме, включая дома отдыха и санатории. Общий номерной фонд Костромы — около тысячи номеров.

В окрестностях малых городов возникают новые форматы гостиничной недвижимости — многофункциональные рекреационные комплексы, объединяющие отели и курортную инфраструктуру. В будущем они могут стать новыми центрами притяжения спроса. «У макрорегиона Золотое кольцо огромный земельный и рекреационный ресурс. Взять, к примеру, Плещеево озеро. Руки, как говорится, чешутся что-то вокруг него сделать. Речь может идти о крупных многофункциональных проектах с туристической и рекреационной инфраструктурой, позволяющих создать международную или межрегиональную дестинацию, которая притянет спрос», — говорит старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle  Hotels Марина Смирнова.

По мнению специалистов, при проектировании многофункциональных комплексов важно предусмотреть возможность привлечения туристов не только летом, но также осенью и зимой. Например, создать условия для экскурсий на снегоходах и лыжах, построить спа-центры, тематические парки. Один из таких проектов уже реализует под Переславлем-Залесским Корпорация развития «Золотое кольцо» (cм. «Властелины кольца»).

Добавьте денег и технологий

Ежегодно города Золотого кольца посещает 2–3 млн туристов. По экспертным оценкам, туристический потенциал маршрута — от 6 до 20 млн человек в год. В ближайшие пять лет турпоток только во Владимирскую, Ивановскую и Ярославскую области составит около 5 млн человек в год. Ожидается волна спроса со стороны иностранцев в период проведения чемпионата мира по футболу.

Однако, по мнению экспертов, к массовому приему гостей Золотое кольцо пока не готово. Одна из ключевых проблем — неразвитость транспортной инфраструктуры (дорог, вокзалов, аэропортов), а также инженерных коммуникаций, которые необходимы новым проектам. По словам девелоперов, расшить эти узкие места без господдержки, бюджетного финансирования, налоговых льгот для инвесторов специальных государственных и региональных программ в сжатые сроки невозможно. Нужны системные программы, затрагивающие смежные с туризмом отрасли и позволяющие убедить потенциальных инвесторов в том, что государство намерено инвестировать в развитие базовой инфраструктуры. Первым шагом в этом направлении могла бы стать федеральная целевая программа развития туризма в России, которая уже сформирована, однако пока не утверждена правительством.

Активная позиция государства и региональных властей могла бы стать сигналом для технологического рывка в области туристических и гостиничных технологий. Пока Золотое кольцо остается заложником советской туристической логистики. До сих пор большинство туристов едет через Москву. Это дорого, неудобно, но выгодно крупным московским операторам и перевозчикам — они на этом хорошо зарабатывают и блокируют все инициативы, нацеленные на изменение русла турпотоков. «Пока мы пытаемся эту систему если не сломать, то обойти. Например, благодаря участию в зарубежных туристических выставках уже нашли прямых партнеров за рубежом, которые формируют группы и отправляют их к нам», — рассказывает один из региональных туроператоров.

По мнению Александра Гендельсмана, необходимо систематизировать и унифицировать турпродукт. «У регионов Золотого кольца колоссальный туристический потенциал. Но, к сожалению, не выстроена система брендирования территорий, они не умеют себя продавать. А без этого не будет новых турпотоков, новых интересных программ. За рубежом есть система конвеншн-бюро, которые являются крупными информационными центрами. Они направляют туристов, помогают им сориентироваться. Кроме того, эти некоммерческие организации занимаются развитием и маркетингом территорий. Подобная структура нужна и Золотому кольцу, возможно, в межрегиональном масштабе», — полагает Юлия Заволгина из «Волга-тура».

Пока же действия туроператоров не согласованы, нет единого информационного поля с оперативной информацией о предложении, размере номерного фонда, его загруженности. Информационный вакуум не позволяет равномерно распределять нагрузку на объекты, уменьшает обороты рынка. Создание глобального координационного центра дало бы возможность упростить логистику, а также обеспечить взаимодействие всех игроков рынка с властями — на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.