Не охотьтесь на газелей

23 мая 2011, 00:00

Редакционная статья

"Газели" — быстро и при этом на протяжении долгого времени растущие средние компании — главная надежда экономики России. Сырьевые и промышленные гиганты, составляющие костяк российского хозяйства, вряд ли в ближайшие годы смогут принципиально измениться и изменить страну. Недаром возник термин «принуждение к инновациям» — к инновациям наш крупняк пока приходится именно принуждать. Без особого, впрочем, успеха.

Для «газелей» же ставка на инновации принципиальна. Они быстро развиваются и потому быстро исчерпывают потенциал экстенсивного роста, но при этом место под солнцем, в отличие от крупных предприятий, им вовсе не гарантировано. Выбор — продолжать расти вширь, скупая конкурентов, или же выйти на качественно новый уровень развития — многие делают в пользу последнего. И потому, что это интереснее, и потому, что перспективнее. Уникальные компетенции и конкурентные преимущества позволяют сделать бизнес более рентабельным и устойчивым.

В России уже начинают формироваться цепочки компаний, которые предъявляют спрос на инновационную продукцию друг друга — это, пожалуй, самый приятный вывод, напрашивающийся по результатам проведенного исследования. Это означает, что в стране складывается та самая инновационная модель развития, об острой необходимости которой в последние пару лет так много говорилось. Причем складывается скорее стихийно — по инициативе частных предпринимателей.

Но означает ли это, что «газелям» государственная поддержка не нужна? Вряд ли. Мы уже не раз отмечали, что сравнительно просто (со всеми положенными оговорками) вывести компанию с перспективной бизнес-идеей с уровня 10–20 млн долларов оборота на уровень 100–200 млн. Вывести компанию с 200 млн до 1–2 млрд долларов — задача принципиально другой сложности, отчасти связанная с переходом с национального уровня на международный.

Тем более обидно, когда компании, имеющие потенциал для последующего восхождения, этот потенциал не используют. Ведь на предыдущем этапе из десятков тысяч в процессе отсева выходят вперед тысячи, а то и сотни игроков — это ценнейший корпоративный генофонд. Из этих лучших должны вырасти десятки предприятий с миллиардными оборотами, которые будут конкурировать уже на глобальном рынке, вытягивая всю российскую экономику. Если у нас таких предприятий не появляется, Россия проигрывает международную конкурентную борьбу, а российские компании, которые могли бы вырасти до глобальных лидеров, либо останутся прозябать на задворках, либо будут скуплены иностранными гигантами.

Именно поэтому тема «газелей» так важна сегодня. Требуются аккуратные, но целенаправленные меры властей на поддержку быстрорастущих инновационных компаний. Аккуратные — потому что важно не сломать рынок, важно не подавить опекой предпринимательскую активность, не развратить господдержкой. Что это могут быть за меры? Например, многие быстрорастущие компании закупают комплектующие и качественное промежуточное сырье за рубежом. Возможно, стоило бы подумать о создании вокруг «газелей» кластеров смежных производств на базе существующих российских предприятий. Или же о каких-то не чрезмерных преференциях для банков, кредитующих инновационные «газели». Либо о софинансировании НИОКРа. Мерой поддержки может стать и элементарный постоянный диалог с представителями этого сообщества: такой диалог позволит понять, что им мешает расти быстрее.

В ходе нашего нынешнего исследования мы выявили 124 компании-«газели», которые удовлетворяют ряду весьма жестких требований (например, это рост оборота на 30% в год в течение последних четырех лет). Вспомним, сколь непростыми были последние годы, и порадуемся за них. И за нас — за то, что в нашей стране нашлось больше сотни таких компаний.