Маленький двигатель с отличными мозгами

30 мая 2011, 00:00

Вентильные двигатели (ВД) используются давно (в частности, в стационарных промышленных станках), но не очень широко, поскольку они дорогие и занимают много места — к собственно двигателю прилагается шкафчик, набитый управляющей электроникой. Уменьшить в размерах сам двигатель было несложно, главную проблему представлял шкафчик с «мозгами» — его требовалось уменьшить так, чтобы все хозяйство уместилось в корпусе ручного электроинструмента. У ижевских спецов это получилось. Причем «интеллект» двигателя от минимизации его «мозгов» только повысился: электронная система управления сглаживает пиковые нагрузки при входе рабочего элемента в дерево и подбирает для каждой породы древесины оптимальное число оборотов — в зависимости от ее плотности.

Инновация получилась сравнительно дешевой: вентильный двигатель будет стоить не намного дороже, чем обычный электродвигатель. Такого не удавалось еще никому. К примеру, несколько лет назад фиаско потерпела американская компания Black & Decker — ВД, созданный для торцовочной пилы, оказался дороже, чем вся пила с традиционным электродвигателем (см. «С итальянской пилой и российским движком», «Эксперт» № 39 за 2010 г.).

Появление этой инновации на рынке произведет в электроинструментальной отрасли настоящую революцию. КПД вентильного двигателя на 15–20% выше, чем у традиционного электрического. А срок его службы ограничен только ресурсом подшипников (лучшие современные подшипники, сделанные в Швеции или Японии, изнашиваются за 10 тыс. часов). «Конструкция самого двигателя такова, что там в принципе нечему выходить из строя. Коллектора, щеток и якоря, которые в любой момент могут сгореть, у него нет. Скользящих контактов тоже нет. Ротор представляет собой кусок металла, а статор залит защитным лаком и надежно заизолирован», — объясняет Сергей Костров, руководитель группы разработчиков электроинструмента ИМЗ.