Полюбите логиста

Спецвыпуск
Москва, 30.05.2011
«Эксперт» №21 (755)
Логистические операторы претендуют на ключевую роль в жизни компаний-клиентов, но пока не доросли до их уровня

Фото: ИТАР-ТАСС

Российскому потребителю доставка товара от производителя обходится в два-три раза дороже, чем европейцу или американцу. В нашей стране логистические услуги составляют почти четверть ВВП (23–25%), тогда как в европейских странах — 6–12%, в США — 10–11%. Виноваты здесь не столько большие расстояния (в Америке они тоже немаленькие), сколько неэффективность транспортно-логистической системы. Все знают о плохом качестве российских дорог или вообще об их отсутствии. «По нашим ухабам готовая продукция едет до Петербурга пять-шесть часов вместо двух», — рассказывает генеральный директор петербургской компании, построившей производство в Псковской области. Не лучшим образом на стоимости логистики сказывается и доминирующая роль железнодорожных перевозок при монополии одного игрока — РЖД. Наконец, вся организация доставки грузов от производителя к потребителю в России архаична. Логистикой у нас компании — владельцы грузов в большинстве случаев занимаются сами либо, если они пользуются услугами логистических операторов, заказывают все звенья цепи поставок у разных подрядчиков.

В России пока нет крупных логоператоров. В той же Европе топ-5 логистических компаний занимают около 10% рынка, а в России — менее 5%. С учетом того, что сам рынок у нас меньше европейского в 8 раз (50 млрд долларов против 400 млрд), получается, что отечественным «гигантам» предстоит еще вырасти более чем на порядок. К тому же они оказывают в основном моноуслуги по транспортировке или складированию, тогда как в Европе и США преобладают услуги комплексные, включающие в себя управление цепочкой поставок.

По мнению участников рынка, только изменение его структуры может приблизить Россию к мировому стандарту доли логистики в ВВП. И эта реструктуризация будет главным источником роста рынка логистических услуг в ближайшее время. Так, если сейчас на управление цепочкой поставок (доходы операторов за вычетом расходов на транспортировку и хранение груза) приходится 1% рынка, то через три-четыре года операторы ждут его трехкратного роста. Объем рынка, по прогнозам, тоже утроится к 2015 году — до 150 млрд долларов (с учетом инфляции).

Транспортное самообслуживание

«У кого в России крупнейший современный парк универсального большегрузного автотранспорта? У ритейлера “Магнит”», — восклицает Александр Сологубов, генеральный директор логистической компании «Максилог». В России производители и ритейлеры привыкли самостоятельно заниматься транспортировкой грузов. Правда, это не относится к железнодорожным перевозкам, которые занимают в структуре рынка около 70% (см. график 1), и эти услуги компании, естественно, не могут обеспечить без контрагента. Но 68% грузовых автоперевозок, а также значительную часть экспедирования и складирования выполняют сами грузообладатели. Это радикально отличает российский рынок от европейского, где преобладает автомобильный транспорт и почти весь он отдан на аутсорсинг.

Российские логистические операторы уверены, что структура нашего рынка транспортно-логистических услуг

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (755) 30 мая 2011
    Инициатива Путина
    Содержание:
    Прорыв по центру

    Стратегическая ставка на развитие партнерства среднего бизнеса и государства должна преобразить страну и экономически, и политически

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама