«Юридическое сообщество обеспокоено»

Экономика и финансы
Москва, 11.07.2011
«Эксперт» №27 (761)
Даже если вашим контрагентом была фирма-однодневка, но поставка товара или услуг реально состоялась, у вас не будет проблем, обещает заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов

Фото: Алексей Майшев

В прошлом номере «Эксперта» были описаны представления российского бизнеса о работе налоговых органов (см. «Как мытари доят верблюдов»). Сегодня мы предлагаем читателям взгляд другой стороны — Федеральной налоговой службы. На наши вопросы согласился ответить заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов.

На каких принципах сегодня строится отношение налоговых органов к налогоплательщикам?

— Налоговая служба старается сделать все возможное, чтобы налогоплательщику было удобно с нами взаимодействовать. Мы ушли от тотальных проверок. Для нас важно, чтобы налогоплательщик не стоял в очередях, чтобы получал оперативную и качественную информацию по запросам, чтобы своевременно рассматривались жалобы. Это одно из важнейших направлений, которое мы сейчас развиваем. В качестве примера можно назвать возможность использования «личного кабинета» на сайте налоговой службы, где каждый гражданин может узнать свою налоговую задолженность и заплатить налоги. Можно добавить и возможность электронной регистрации как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, а также предоставление налоговых деклараций в электронном виде. Все это направлено прежде всего на повышение качества налогового администрирования, на создание благоприятного налогового и правового климата.

Вы упомянули отход от тотальных проверок. В чем это выражается?

— От большого количества проверок, большого охвата организаций мы перешли к более качественному администрированию налогоплательщиков. Если посмотреть цифры, то в 2002 году по Российской Федерации было проведено более 600 тысяч выездных проверок, а за 2010 год — 75 тысяч. Если говорить о Москве, то таких проверок в 2002 году было больше 20 тысяч. В 2010 году — шесть тысяч. Вот такая разница. Уменьшился и охват проверками налогоплательщиков. Например, в 2003 году он составлял более 20 процентов, сейчас — меньше одного процента от общего количества налогоплательщиков. Все разговоры о тотальном налоговом прессинге со стороны налоговых органов безосновательны.

А как же вы налоги собираете?

— Прежде всего надо понимать, что поступления от контрольной работы — это очень небольшая доля от общей суммы налоговых поступлений. Государственный бюджет складывается не за счет взыскания по налоговым проверкам, а за счет поступления налогов от налогоплательщиков в результате эффективного администрирования. В общей сумме поступлений в бюджет результаты контрольной работы составляют два-три процента.

Что же касается количества проверок, то на самом деле у нас нет цели проверять всех. Сейчас в каждом налоговом органе созданы аналитические подразделения, которые на основании материалов камеральных проверок, а также иной информации о налогоплательщике, имеющейся у налоговых органов, проводят анализ предприятия в целях определения налогового риска. Нет такой задачи — просто выйти на проверку, создать препятствия для ведения бизнеса добросовестным налогоплательщикам. Для нас важно, во-первых, грамотно определить цель проверки, то есть сформулир

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (761) 11 июля 2011
    Экономический кризис
    Содержание:
    Кто первый?

    Кризис суверенного долга сказывается по обе стороны Атлантики. В сложной ситуации оказались не только периферийные страны еврозоны, но и крупнейшая экономика мира — США. Впрочем, в ближайшие год-два потрясений в мировой экономике не предвидится

    На улице Правды
    Реклама